Какие показатели ("доходы минус расходы" или только "доходы") надо использовать многопрофильным организациям (п. 9 ст. 274 НК РФ)?
В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ расходы организаций, осуществляющих деятельность, облагаемую как в общем, так и в специальном порядке, в случае невозможности их отнесения к конкретной деятельности определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к специальному режиму налогообложения, в общем доходе по всем видам деятельности.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Согласно официальной позиции общие расходы, не относящиеся к конкретным видам деятельности, распределяются пропорционально исходя из показателей выручки (дохода) и расходов.
В то же время имеются более ранние письма Минфина России, в которых указано, что пропорциональное распределение таких расходов должно осуществляться только из показателей дохода. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такой подход. Аналогичного мнения придерживаются и авторы.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Распределение расходов из показателей выручки (дохода) и расхода
Письмо Минфина России от 14.12.2006 N 03-11-02/279
Финансовое ведомство отмечает, что распределение сумм общих расходов между различными видами деятельности осуществляется ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо ФНС России от 23.01.2007 N САЭ-6-02/31@ "О направлении Письма Минфина России от 14.12.2006 N 03-11-02/279" (вместе с Письмом Минфина России от 14.12.2006 N 03-11-02/279)
Письмо ФНС России от 07.07.2005 N 02-1-08/133@ "О порядке распределения расходов"
Налоговое ведомство отмечает, что расходы между различными видами деятельности распределяются исходя из показателей выручки (дохода) и расходов, определенных за соответствующий налоговый период.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо ФНС России от 28.12.2004 N 02-5-11/178@ "О порядке распределения расходов"
Позиция 2. Распределение расходов из показателей доходов
Письмо Минфина России от 04.10.2006 N 03-11-04/3/430
Финансовое ведомство отмечает, что многопрофильные организации при отнесении общих расходов к определенным видам деятельности должны использовать показатели дохода.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 05.12.2005 N 03-11-02/76
Постановление ФАС Уральского округа от 21.12.2006 N Ф09-11309/06-С7 по делу N А76-9493/06 (Определением ВАС РФ от 29.03.2007 N 3357/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Статья: Предприятие совмещает традиционное налогообложение и уплату ЕНВД: рекомендации по раздельному учету ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 15)
Интервью: Исчисление налога на прибыль организаций: горячая линия ("Российский налоговый курьер", 2006, N 20)
Статья: Учет временных разниц при совмещении общего режима налогообложения и ЕНВД ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 34)
Интервью: Единый налог на вмененный доход ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 29)
Статья: Распределение расходов между видами деятельности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 10)
Письмо Минфина России от 16.09.2005 N 03-03-04/1/206
Финансовое ведомство сделало следующий вывод: величина расходов, относящихся к деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, определяется пропорционально доле доходов от этого вида деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности, который включает в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 по делу N А26-10035/2005-25
Суд указал, что в п. 9 ст. 274 НК РФ законодатель использовал именно термин "доходы", а не "база по налогу на прибыль". Оговорка о том, что доходы учитываются с учетом расходов, также отсутствует.
Статья: Особенности осуществления нескольких видов деятельности ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
Автор разъясняет, что распределение общих расходов исходя не из выручки, а из доходов, уменьшенных на расходы, противоречит НК РФ и увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль для организаций, дополнительно уплачивающих налог на игорный бизнес.