Административно-правовой статус государственных служащих

В статье 1 Федерального закона «Об основах государствен­ной службы РФ» дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в феде­ральных органах государственной власти, органах государ­ственной власти субъектов Федерации, а также в иных госу­дарственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государствен­ного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Из этого определения можно выделить четыре характер­ных признака государственной должности:

1)ее принадлежность только государственному органу;

2) объем полномочий ограничен тем кругом обязаннос­тей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;

3) оплата труда по исполнению должностных обязаннос­тей производится за счет средств, предусмотренных со­ответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо без­действия, связанные с исполнением должностных обя­занностей.

В зависимости от вида государственной власти, государ­ственная служба может быть:

1)в представительных органах;

3) в судебных органах; в органах исполнительной власти;

4) в иных органах.

Государственные должности государственной службы подразделяютсяна следующие группы, так называемые ква­лификационные разряды:

■высшие государственные должности госслужбы
(5-я группа);

■главные, государственные должности госслужбы
(4-я группа);

■ведущие государственные должности госслужбы
(3-я группа);

■старшие государственные должности госслужбы
(2-я группа);

■младшие государственные должности госслужбы
(1-я группа).

Государственные должности подразделяются также в за­висимости от характера и объема полномочий:

1) представители административной власти— лица,
имеющие право предъявлять юридически властные требова­ния (предписания, указания) и применять меры админист­ративного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, работники милиции);

2) оперативный состав— государственные служащие, вы­полняющие работу, непосредственно определяемую задача­ми данного органа, в качестве специалистов, например, юри­сты-консультанты;

3) вспомогательный состав— государственные служа­щие, служебная деятельность которых не предполагает со­вершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа,
мер, технические секретари;

4) граждане, не состоящие на государственной службе,но уполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.

В квалификационные требования к служащим, зани­мающим государственные должности,включаются:

■уровень профессионального образования с учетом груп­пы и специализации государственной должности;

■стаж и опыт работы по специальности;

2) уровень знаний законодательства применительно к ис­полнению соответствующих должностных обязанностей

По результатам государственного квалификационного эк­замена или аттестации государственным служащим присва­иваются квалификационные разряды:

1)государственным служащим, замещающим высшие го­сударственные должности, — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;

2) государственным служащим, замещающим ведущие го­сударственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;

3) государственным служащим, занимающим старшие государственные должности — советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса;

4)государственным служащим, занимающим младшие государственные должности, — референт государствен­ной службы 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские зва­ния, дипломатические ранги и т. д.

За каждой должностью, которую занимает служащий, за­крепляется определенный комплекс полномочий.

Различие в объеме ихарактере должностных полномо­чий является основанием для классификации государствен­ных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.

1. Должностные лица.Понятие «должностное лицо» весь­ма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам
об административных правонарушениях и др.

Однако необходимо учитывать, что, например, определе­ние должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к статье 285), не имеет универсального ха­рактера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмот­ренные главой 30 УК РФ «Преступления против государ­ственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Те же положения вос­приняты и Кодексом РФ об административных правонару­шениях (ст. 2.4).

2. К вспомогательным работникамотносятся государ­ственные служащие, наделенные служебными обязанностя­ми и правами совершать только материально-технические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обя­занности может входить и совершение технических опера­ций, имеющих юридическое значение. Например, регистра­ция поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчис­ляются установленные законодательством сроки их рассмот­рения.

К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.

3. Особую категорию должностных лиц образуют предста­вители административной (исполнительной) власти.К ним относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполне­ния гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти.

К представителям административной власти, например, от­носятся сотрудники милиции, а также представители различ­ных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, сани­тарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).

Законные требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственно-властных пол­номочий, обеспечиваются мерами административного воздей­ствия.

Все государственные служащие являются субъектами ад­министративного права. Они обладают определенными пра­вами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Вместе с тем, законодательство предусматривает некото­рые ограничения служащих, вызванные интересами их служ­бы.

Наши рекомендации