Критерий классификации финансового контроля
Финансовый контроль классифицируется по следующим критериям:
1. по субъектам проведения выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной и муниципальной власти с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства. Негосударственный финансовый контроль включает в себя аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль. Аудиторский контроль представляет собой деятельность осуществляемую аудиторскими организациями по независимой проверки финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Официальным документом является аудиторское заключение. Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения предусмотренные управленческой структурой субъектов хозяйствования. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники осуществляющие финансовый контроль находятся в подчинении руководителя; этот вид контроля осуществляется постоянно; отсутствует единая регламентация объема и характера процедуры контроля.
2. по сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; страховой; кредитный; инвестиционный контроль.
3. по времени проведения или по срокам проведения : предварительный, текущий и последующий.
4. исходя из направлений воздействия на субъект контроля различаю внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимаю : по отношению к органам государственной власти – это контроль осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъектам хозяйствования – это контроль осуществляемый иными внешними субъектами. Внутренний финансовый контроль по отношению к органам государственной власти – это контроль осуществляемым непосредственно в системе органов государственной власти(ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – это контроль осуществляемый в соответствующей службой предприятия.
5. в зависимости от метода проведения финансового контроля : выездной и камеральный-ревизия проводится на месте.
6. в зависимости от полноты охвата проверяемого материала различают сплошной и выборочный финансовый контроль.
При осуществлении финансового контроля используются следующие методы:
1. обследование – это общий сбор и анализ по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки;
2. проверка – представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования;
3. ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверки законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а так же законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации так как предполагает сплошной охват проверяемых документов в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит или предполагает риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм. По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают тематические (проводятся по определенному кругу вопросов ) и комплексные (охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности);
4. надзор – представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления, пример: надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования;
5. мониторинг (метод наблюдения) – в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений деятельности субъектов хозяйствования.