Механизмы валютного регулирования и валютного контроля
Формы, принципы и методы валютного контроля, Органы и агенты валютного контроля, валютный контроль во внешнеэкономической сфере. Влияние валютного регулирования на состояние платежного баланса страны.
Валютное регулирование является важнейшим элементом валютной политики любого государства. Валютное регулирование представляет собой комплекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля.
Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регулирования.
1. Регулирование конвертации валюты.Как известно, еще 15 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стране расценивалось как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предприятий существовало множество льготных валютных курсов, что создавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.
Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные курсы валют по различным операциям, группам товаров и странам, характерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись в развитых странах Западной Европы до середины 80-х годов. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разрешений и согласований. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.
2. Регулирование текущих операций с валютой.В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с валютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнеторговым регулированием и экспортным контролем.
Основными формами валютного регулирования текущих операций являются:
• ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специальных контролируемых счетах, которые можно при необходимости блокировать;
• обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров Центральному и уполномоченным банкам или на валютной бирже;
• ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);
• внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;
• ограничения на форвардные покупки иностранной валюты импортерами;
• запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;
• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.
Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного контроля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 70-80-е годы достаточно жесткие системы валютного контроля, значительно их смягчили.
Однако практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время в эту систему контроля включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.
3. Регулирование движения капитала.К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком более 180 дней.
Основными формами валютного регулирования движения капитала являются:
• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
• разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая операция по вывозу капитала должна быть разрешена органами валютного контроля;
• запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им национальных ценных бумаг (практиковалось в ФРГ и Японии);
• обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалось в Швейцарии);
• ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными лицами;
• ограничения на форвардные продажи национальной валюты.
Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации о всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентификации участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкого усиления контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов, который будет описан в следующем параграфе.
4. Валютный контроль.Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерческим банкам вменяется осуществление контроля за валютными операциями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ. Агентами валютного контроля могут выступать другие государственные организации. Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соответствующие принятой валютной политике.
В России валютное регулирование и валютный контрольрегламентируются следующими законодательными и нормативными актами:
1.Гражданский кодекс.
2.Федеральные законы.
2.1.Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.
2.2.Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.
3. Указы Президента Российской Федерации.
3.1.Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» № 1163 от 21 ноября 1995 г.
3.2.Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» № 1204 от 30 ноября 1995 г.
4. Постановления Правительства Российской Федерации.
4.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» № 206 от 28 февраля 1996 г.
5. Нормативные документы других исполнительных органов власти.
5.1.Положение Центрального банка Российской Федерации № 13 от 19 апреля 1993 г., Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/3371 от 14 апреля 1993 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками».
5.2.Письмо Центрального банка Российской Федерации «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной в валюты на территории Российской Федерации» № 107 от 2 сентября 1994 г.
5.3.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением
в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» № 86-И, 01-23/26541 от 13 октября 1999 г.
5.4.Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» № 91-И/О -11/28644 от 4 января 2000 г.
Основными направлениями валютного контроля в России определены:
• установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валютные операции, экспортеров и импортеров по определенным группам товаров. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определенных нормативов и требований. В случае нарушений правил валютного регулирования и контроля коммерческий банк может лишиться лицензии.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» в пределах своей компетенции выполняют следующие функции валютного контроля:
а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Агентом валютного контроля в России также выступает Государственный таможенный комитет.
Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля создавалась в основном в начале 90-х годов и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большинстве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного регулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России. В 2001 г. норма продажи валютной выручки была снижена до 50%, разрешено открытие счетов резидентов за рубежом в странах, где принято законодательство о противодействии отмыванию средств.
В настоящее время продолжается работа над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле. Проект закона предусматривает поэтапную отмену обязательной продажи валютной выручки. Проектом Минэкономразвития предусматривается, что останется только два органа валютного контроля (ЦБ и правительство), остальные (банки, налоговые органы и иные организации) должны быть валютными агентами. Также предлагается сделать в основном свободными операции по движению капитала, за некоторыми исключениями.
В то же время усиливается противодействие бегству и отмыванию незаконно полученных доходов.