МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ции, которые непосредственно относятся к описываемым типу предприятия и сфере деятельности
ции, которые непосредственно относятся к описываемым типу предприятия и сфере деятельности. Наверное, поэтому в последнее время в международной предпринимательской практике деловые документы подобного рода принято писать простыми предложениями и употреблять такие речевые обороты, которые однозначно указывали бы на смысл той или иной фразы.
Программа должна иметь «знак прочности» — возможность оперативно отреагировать на повышенный спрос. Например, рассчитывали набрать в музыкальную студию 30 детей, ажелающих оказалось втрое больше. Отказы будут серьезным упущением для престижа фирмы, а то и снижением конкурентоспособности, так как конкуренты вряд ли упустят открывшуюся возможность.
Бизнес-план — необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка, собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.
Это сложный и объемный документ, составляемый конкретно для определенного проекта, на основе установленного, стандартного плана.
Ниже приведен сокращенный (в силу коммерческого характера некоторых данных и расчетов) вариант бизнес-плана, составленного для музыкального центра Лига продюсеров «ИНО» (использована разработка С. Крупиной).
БИЗНЕС-ПЛАН СОЗДАНИЯ ЛИГИ ПРОДЮСЕРОВ «ИНО»
1. Лига продюсеров «ИНО» создается с целью объединения усилий менеджеров и продюсеров музыкальных коллективов в организации концертов, проведении фестивалей, гастролей.
Задачами (функциями) Лиги являются:
Ш Создание своей студии звукозаписи.
Ш Рекламная деятельность с целью пропаганды новой культуры, а также финансирование начинающих талантливых музыкантов.
Ш Изготовление и продажа сопутствующих музыкальных товаров (фото-, видео-, аудиопродукция, а также памятные майки, значки и т. п.).
Ш Проведение концертных акций с другими организациями, и для этой цели связь с музыкальными организациями в нашей стране и за рубежом.
Ш Проведение консультаций, маркетинговых услуг, менеджмент.
Более подробное описание работ и услуг «ИНО» содержится в Уставе Лиги.Далее дается описание качества услуг и особенностей сервисного обслуживания.
МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Оценка рынка сбыта.
Основной потребитель данной продукции — молодежь в возрасте от 16 до 34 лет. Люди различного достатка, вкуса.
За счет разноплановости коллективов, сотрудничающих с «ИНО», охватывается практически весь рынок современной поп-, хип-хоп-, рок-музыки, а также примерно 2/3 рынка авангардной музыки.
Приблизительный прогноз заполняемое™ залов (с учетом опыта проведения нескольких концертов) составляет как минимум 89,9%.
В крупных городах (Киев, Москва, Санкт-Петербург) эта цифра превышает 105%.
Оценка конкурентов.
В настоящее время в Петербурге существует около 5 официальных музыкальных организаций. Из них центры «Ампир», Вити Лужина и Рок-клуб являются наиболее крупными и стабильными. Но у всех упомянутых клубов имеются существенные минусы.
Центр «Ампир» ведет неправильную концертную политику, его коллективы, работающие по контрактам, находятся в невыгодном положении (завышенный процент отчисления на рекламу, отсутствие прав и свободы выбора), кроме того, из-за неправильной организации и плохой работы агентов центр несет постоянные убытки, не успевая следить за всеми направлениями деятельности.
Примечание. Данный прогноз оправдался спустя год после написания этого бизнес-плана — «Ампир» практически обанкротился.
Относительно Рок-клуба прогноз также оправдался. Его положение «монстра» заметно пошатнулось. Единственное, на чем он держится, — это отчисления с концертов таких гигантов рока, как Гребенщиков, группы «Алиса», «Пикник», «ДДТ».
Витя Лужин заслуживает уважения, он открыл валютный клуб для иностранцев, но в результате потерял примерно 98% рынка.
Единственная организация, которую можно было назвать конкурентом, — это Василеостровский МКЦ. Но это лишь узко концертная организация (концерты проходят в маленьком помещении). Учитывая специфику музыки, это невыгодно. «Живые» концерты авангардной музыки лучше проводить раз в 2-3 месяца в крупных залах, таких как БКЗ, ЛДМ.
Стратегия маркетинга.
Самый обширный раздел, включающий следующие пункты:
Схема продвижения гастролей, календарные планы концертов, акций.