Методологические подходы к технике проведения аудита.

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, что­бы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способ­ствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерас­тут в кризис (до даты составления аудиторского заключения). Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость ис­пользования различных форм осуществления — во времени и в пространстве — контроля с целью своевременной выработки для клиента направлений управления финансами и способов ис­пользования ресурсов, а также своевременного предупрежде­ния допущения ошибок и их исправления.

Форма осуществления контроля характеризует методологи­ческие аспекты и означает технику его проведения. В зависимос­ти от признака, лежащего в основе того или иного методологи­ческого подхода, выделяют различные формы проведения кон­троля. К таким признакам относятся время проведения контро­ля, источники контрольных данных, способы и приемы осуще­ствления контроля.

В зависимости от времени проведения аудита можно разли­чать предварительный, текущий и заключительный (последую­щий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подвер­гавшихся проверке, и направлен на предупреждение незакон­ности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации. В организациях пред­варительный контроль используется в ключевых областях — по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресур­сам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их профес­сионализма, ответственности за соблюдение законности, це­лесообразности и эффективности использования хозяйствен­ных ресурсов.

Предварительный контроль чаще всего проводится внутрен­ними аудиторами и специалистами организации. За последние годы предварительный контроль проводится также внешними независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами путем про­ведения консультационной работы в данной организации, экс­пертизы различных схем, проектов бизнес-планов и т.п.

Особенно широко предварительный контроль должен при­меняться для проверки качества материальных ресурсов до их производственного использования, а также планируемых инве­стиций, финансовых вложений и финансовых операций. Эта форма контроля необходима также для разработки проектов и экспертизы уже готовых договоров различного характера для зак­лючения с юридическими и физическими лицами, для разра­ботки схем и проектов организации бухгалтерского учета, опти­мизации учетной политики, производства продукции (работ, услуг), маркетинга, налогооблагаемых баз, бюджета и других планов организации. В аудиторской практике предварительный контроль может быть использован также для оценки существен­ности (материальности) в аудите. Путем предварительного об­следования и контроля отдельных систем хозяйственного меха­низма организации аудиторы оценивают их эффективность и устанавливают уровень аудиторского риска. (1:18)

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяй­ственных операций и направлен на оперативное устранение не­достатков, распространение (внедрение) научно обоснован­ного положительного опыта.

Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и уст­ранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. Текущая аудиторская про­верка позволяет устранить «наследственные» (типичные для дан­ной организации) ошибки и способствует недопущению таких или аналогичных ошибок в дальнейшем, а также позволяет све­сти до минимума «наследственный» (присущий) и контрольный риски при последующем аудировании финансовой отчетности организаций.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и внешние независимые аудиторы и аудиторские фирмы по­средством наблюдения, обследования объектов контроля, кон­сультирования специалистов и руководителей организаций пу­тем абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим пробле­мам. Кроме того, текущий аудиторский контроль может прово­диться аудиторами, аудиторской фирмой на данном экономическом субъекте по договоренности с ним поэтапно, например, помесячно, поквартально и т.д., т.е. не ожидая конца года, ког­да хозяйственные операции уже завершены и на некоторые из них повлиять фактически уже невозможно. Текущий аудиторс­кий контроль может быть использован как при инициативном, так и при обязательном аудите с целью подтверждения досто­верности данных финансовой отчетности организации в конце проверяемого года.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль осуще­ствляется после выполнения работ и совершения хозяйствен­ных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на про­блемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организа­ции информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактичес­ки полученные и требовавшиеся результаты работы, руковод­ство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обо­снованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также полу­чить информацию в возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает так­же объективную оценку деятельности организации и проводит­ся аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической, и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Данная форма контроля для отдельных организаций обяза­телен (согласно законодательству), то есть эти организации под­вергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году.

Она может быть проведена также по поручению органов доз­нания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и ар­битражного суда в соответствии с процессуальным законода­тельством Российской Федерации.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль мо­жет быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим проблемам (проведение анализа финансового состояния и платежеспособности, прогнозирование развития ос­новных видов деятельности организации и т.д.).

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяе­мых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляю­щие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказы­вающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энер­гию, выписанные на основании показателей измерительных прибо­ров и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответ­ствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и ариф­метических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту сче­та 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и под­рядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказан­ные услуги отражаются по дебету счетов учета приобретенного иму­щества или затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при по­гашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.

Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое иму­щество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обяза­тельств.

Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).

Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаим­ных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридическо­го лица (ст. 410, 414, 415, 419 ГК РФ).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований от­ражают по дебету счета 60 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и от­ражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

При прекращении обязательств новацией происходит замена од­ного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженно­сти, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по ре­зультатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

При журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщи­ками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтети­ческий учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

При автоматизации учета на основании выписок банка составля­ются машинограммы синтетического и аналитического учета по каж­дому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и по­купателями («Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм — оборотных ведо­мостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъяв­ленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждо­му поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета долж­но обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам:

по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил', по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурован­ным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

3. Задача РЕШЕНИЕ: 1)(1550+120)=1816,96
2) 1088*2200=2393,6
3)2393,6-1816,96=576,64
4)Р=П/З*100%=576,64/1816,96*100=31,7%

Наши рекомендации