Вопрос 1. Согласование условий проведения аудита: договор оказания аудиторских услуг, письмо на проведение аудита, изменение аудиторского задания

Оглавление

Вопрос 1. Согласование условий проведения аудита: договор оказания аудиторских услуг, письмо на проведение аудита, изменение аудиторского задания. 4

Вопрос 2. Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется (п. 19-21, 24,26, 27, 29 ФПСАД 8) 5

Вопрос 3. Оценка рисков в аудите: понятие риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского риска; ограничения, присущие аудиту (п. 9 ФПСАД 16, п.3, 4, 6, 9 ФПСАД 4, п. 7 ФПСАД 1) 7

Вопрос 4. Компоненты риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ответные действия аудитора в отношении выявленных рисков (п. 9 ФПСАД 16, п.3, 4, 6, 9 ФПСАД 4, п. 3 ФПСАД 8) 9

Вопрос 5. Оценка риска хозяйственной деятельности аудируемого лица: характера деятельности аудируемого лица, способов ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, финансовых результатов деятельности аудируемого лица и других внутренних и внешних факторов (п. 29-32 ФПСАД 8) 10

Вопрос 6. Оценка риска системы внутреннего контроля аудируемого лица: контрольной среды, информационной системы, оценки рисков аудируемым лицом, мониторинга средств контроля аудируемым лицом (п. 40-43, 52,53 ФПСАД 8) 11

Вопрос 7. Планирование аудита: цель; требования к организации планирования, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД 3) 13

Вопрос 8. Общий план и программа аудита: цель и порядок составления, требования к содержанию (ФПСАД 3) 14

Вопрос 9. Существенность в аудите: понятие, значение, подход к определению (ФПСАД 4) 15

Вопрос 10. Порядок применения существенности при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, взаимосвязь существенности и аудиторского риска (ФПСАД 4) 16

Вопрос 1. Согласование условий проведения аудита: договор оказания аудиторских услуг, письмо на проведение аудита, изменение аудиторского задания

1.1. Договор оказания аудиторских услуг (п. 2, 5-8 ФПСАД 12)

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг, форма и содержание которого для различных аудируемых лиц могут иметь особенности.

Как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

· цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

· аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

· информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

· требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

· цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также быть указаны:

· договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

· право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

· обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

· обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

· договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

· договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

· договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

· любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и ФПСАД;

· информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

1.2. Письмо на проведение аудита

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

1.3. Изменение аудиторского задания.

В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Такая просьба может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита.

Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания, которое может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Вопрос 2. Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется (п. 19-21, 24,26, 27, 29 ФПСАД 8)

Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих проблем:

· отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

· характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;

· цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;

· система внутреннего контроля.

Характер, сроки и объем выполняемых процедур оценки риска зависят от масштаба и сложности деятельности аудируемого лица и опыта работы аудитора с аудируемым лицом.

Аудитор должен ознакомиться с соответствующими отраслевыми, правовыми и другими внешними факторами, влияющими на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Эти факторы включают следующие отраслевые особенности:

· конкуренция в отрасли;

· взаимоотношения с поставщиками и покупателями;

· изменения в технологии производства;

· экологические требования, оказывающие влияние на отрасль и аудируемое лицо;

· применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· требования НПА, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;

· сложившиеся общие экономические условия.

Аудитор должен ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица. Особенности деятельности аудируемого лица определяются осуществляемыми хозяйственными операциями, формой собственности и способом управления, видом финансовых вложений, которые оно осуществляет и намерено осуществить, его структурой и источником финансирования. Понимание особенностей деятельности аудируемого лица позволяет аудитору разобраться в группах однотипных операций, остатках на счетах бухгалтерского учета и раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понимание того, кто является собственниками аудируемого лица и каковы взаимоотношения между собственниками и другими лицами, важно для определения того, выявлены ли и учтены ли надлежащим образом операции со связанными сторонами.

Аудитор должен также выявлять случаи, когда аудируемое лицо впервые применяет требования новых НПА, регулирующих бухгалтерский учет. Если в учетной политике аудируемого лица произошли изменения, то аудитор должен рассмотреть причины изменений, а также установить, являются ли изменения надлежащими и соответствуют ли они установленным способам ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитору необходимо обладать знаниями о целях и стратегических планах аудируемого лица и связанных с ними рисках хозяйственной деятельности, которые могут привести к существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вопрос 3. Оценка рисков в аудите: понятие риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского риска; ограничения, присущие аудиту (п. 9 ФПСАД 16, п.3, 4, 6, 9 ФПСАД 4, п. 7 ФПСАД 1)

Аудиторский риск - это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск напрямую зависит от риска существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности

Риск существенного искажения - риск того, что существенное искажение было допущено в финансовой (бухгалтерской) отчетности до начала проведения аудита, а также от риска того, что аудитор не обнаружит такое искажение.

РА = РСИН,

где РА – аудиторский риск, РСИ – риск существенного искажения, РН – риск необнаружения.

Риск существенного искажения состоит из двух составляющих:

· неотъемлемый риск

· риск средств контроля на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности.

Риск необнаружения - это риск того, что аудитором не будет обнаружено искажение на уровне предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями.

Таким образом, аудиторский риск представляет собой:

РА = РСИН = РНОСВКН,

где РНО – неотъемлемый риск, РСВК – риск средств внутреннего контроля

Неотъемлемый риск - подверженность предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности искажению, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля - риск того, что искажение, которое может иметь место в предпосылке подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями, не будет своевременно предотвращено или выявлено и устранено системой внутреннего контроля аудируемого лица.

Аудитор должен выявить риски существенного искажения и оценить их на уровне:

1. Бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом;

2. Отдельных предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности:

· групп однотипных операций;

· остатков по счетам бухгалтерского учета;

· раскрытий информации.

Существенная информация - информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Существенность является предметом профессионального суждения аудитора. Во внимание должны приниматься как количественные, так и качественные искажения.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

· в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

· любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

· преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Вопрос 4. Компоненты риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ответные действия аудитора в отношении выявленных рисков (п. 9 ФПСАД 16, п.3, 4, 6, 9 ФПСАД 4, п. 3 ФПСАД 8)

Риск существенного искажения - риск того, что существенное искажение было допущено в финансовой (бухгалтерской) отчетности до начала проведения аудита, а также от риска того, что аудитор не обнаружит такое искажение.

РА = РСИН,

где РА – аудиторский риск, РСИ – риск существенного искажения, РН – риск необнаружения.

Риск необнаружения - это риск того, что аудитором не будет обнаружено искажение на уровне предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями.

Риск существенного искажения состоит из двух составляющих:

· неотъемлемый риск

· риск средств контроля на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности.

Таким образом, риск существенного искажения представляет собой:

РСИ = РНОСВК,

где РНО – неотъемлемый риск, РСВК – риск средств внутреннего контроля

Неотъемлемый риск - подверженность предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности искажению, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля - риск того, что искажение, которое может иметь место в предпосылке подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с другими искажениями, не будет своевременно предотвращено или выявлено и устранено системой внутреннего контроля аудируемого лица.

Указанные риски существуют независимо от факта проведения аудита.

Аудитор должен выявить риски существенного искажения и оценить их на уровне:

1. Бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом;

2. Отдельных предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности:

· групп однотипных операций;

· остатков по счетам бухгалтерского учета;

· раскрытий информации.

Ответные действия аудитора в отношении выявленных рисков включают в себя:

· установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;

· рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;

· определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;

· планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

· оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, таких, как уместность допущений, а также устных и письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица.

Вопрос 5. Оценка риска хозяйственной деятельности аудируемого лица: характера деятельности аудируемого лица, способов ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, финансовых результатов деятельности аудируемого лица и других внутренних и внешних факторов (п. 29-32 ФПСАД 8)

Аудитору необходимо обладать знаниями о целях и стратегических планах аудируемого лица и связанных с ними рисках хозяйственной деятельности, которые могут привести к существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Деятельность аудируемого лица подвержена влиянию отраслевых, правовых и прочих внутренних и внешних факторов. В условиях воздействия указанных факторов руководство аудируемого лица или представители собственника определяют цели, которые могут быть подготовлены в виде общего плана действий аудируемого лица. Стратегические планы включают в себя подходы, с помощью которых руководство намеревается достичь своих целей.

Риски хозяйственной деятельности являются результатом существенных условий, событий, обстоятельств, действия или бездействия, которые могут негативно повлиять на способность аудируемого лица достигать своих целей и реализовывать свои стратегии, или результатом выбора ненадлежащих целей и стратегий. В деятельности аудируемого лица также происходят изменения под воздействием изменений внешней среды и, соответственно, меняются с течением времени стратегические планы и цели.

Риск хозяйственной деятельности представляет собой более широкое понятие, чем риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Риск хозяйственной деятельности может возникнуть вследствие каких-либо изменений или возникших сложностей в деятельности, в то же время неспособность распознать необходимость внесения изменения в деятельность может также привести к риску.

Риск хозяйственной деятельности может возникнуть, например, в результате:

· разработки нового неудачного продукта;

· непредсказуемой реакции рынка на удачный продукт;

· ухудшения репутации вследствие каких-либо упущений и т. д.

Понимание аудитором рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица повышает вероятность выявления рисков существенного искажения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Однако в обязанность аудитора не входит выявление и оценка всех рисков хозяйственной деятельности.

Большинство рисков хозяйственной деятельности будут с большой вероятностью иметь финансовые последствия и, следовательно, оказывать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, хотя не все риски хозяйственной деятельности обязательно ведут к рискам ее существенного искажения. Следствием риска хозяйственной деятельности может стать риск существенного искажения однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

Суждение аудитора о том, может ли риск хозяйственной деятельности привести к существенному искажению отчетности, выносится с учетом знания аудитором обстоятельств, в которых находится аудируемое лицо.

Выявление рисков хозяйственной деятельности руководством аудируемого лица и разработка подходов для их устранения является частью системы внутреннего контроля.

Вопрос 6. Оценка риска системы внутреннего контроля аудируемого лица: контрольной среды, информационной системы, оценки рисков аудируемым лицом, мониторинга средств контроля аудируемым лицом (п. 40-43, 52,53 ФПСАД 8)

Аудитор должен обладать знаниями о системе внутреннего контроля (СВК), необходимыми для проведения аудита, и использовать их для выявления возможных искажений при рассмотрении факторов, которые оказывают влияние на риски существенного искажения информации, и при планировании характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.

Система внутреннего контроля - процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения:

· надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· эффективности и результативности хозяйственных операций;

· соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам.

Это означает, что организация СВК и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

СВК включает следующие элементы:

· контрольная среда;

· процесс оценки рисков аудируемым лицом;

· информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· контрольные действия;

· мониторинг средств контроля.

Аудитору важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации.

Понимание аудитором СВК аудируемого лица подразумевает:

· оценку аудитором адекватности организации средств контроля;

· установление факта их применения.

Оценка адекватности организации средства контроля включает рассмотрение способности средства контроля в отдельности или в сочетании с другими средствами контроля эффективно предотвращать или обнаруживать и исправлять существенные искажения.

Под применением средства контроля подразумевается, что средство контроля существует и аудируемое лицо использует его. Аудитор знакомится с организацией средства контроля и решает, следует ли рассматривать, применялось ли такое средство контроля. Ненадлежащим образом организованное средство контроля может свидетельствовать о существенном недостатке СВК аудируемого лица, и аудитор решает, следует ли обсуждать этот вопрос с представителями собственника.

Процедуры оценки риска с целью получения аудиторских доказательств относительно организации и применения уместных средств контроля могут включать:

· получение информации от сотрудников аудируемого лица;

· наблюдение за функционированием конкретных средств контроля;

· проверку документов и отчетов;

· прослеживание отражения хозяйственных операций в информационных системах, имеющих отношение к подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вопрос 7. Планирование аудита: цель; требования к организации планирования, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД 3)

Целями планирования аудита являются:

· обеспечение выполнения аудиторами своей работы так, чтобы проверка была проведена эффективно;

· разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

В соответствии с требованиями ФПСАД 3 в процессе планирования аудитор обязан составить и документально оформить:

· общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

· программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

· деятельность аудируемого лица,

· системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,

· риск и существенность,

· характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

· координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы и пр.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Вопрос 8. Общий план и программа аудита: цель и порядок составления, требования к содержанию (ФПСАД 3)

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

· деятельность аудируемого лица,

· системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,

· риск и существенность,

· характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

· координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы и пр.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Вопрос 9. Существенность в аудите: понятие, значение, подход к определению (ФПСАД 4)

Существенная информация - информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при:

· определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;

· оценке последствий искажений.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

Вопрос 10. Порядок применения существенности при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, взаимосвязь существенности и аудиторского риска (ФПСАД 4)

Существенная информация - информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее следует принимать во внимание как количественные так и качественные искажения.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при:

· определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;

· оценке последствий искажений.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Совокупность неисправленных искажений включает:

· конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;

· наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (то есть прогнозируемые ошибки).

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.

В том случае, если руководство аудируемого лица отказывается вносить поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а результаты расширенных (дополнительных) аудиторских процедур не позволяют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения.

Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, аудитору необходимо определить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с совокупными обнаруженными, но неисправленными искажениями, могут превысить уровень существенности, определенный аудитором, а, следовательно, необходимо ли снизить риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или внесения руководством поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Наши рекомендации