Ревизия как форма контроля
Ревизия - это наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель - изучить специальными приемами документального и фактического контроля исполнение требований экономической эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законности хозяйственных операций, достоверность данных и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является основным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений финансовой и налоговой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Ревизию следует отнести к последующему виду контроля, т.к. ревизионный процесс организуется для оценки уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности.
Задачи ревизии . Перечислим основные задачи ревизии:
• проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;
• выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
• проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
• исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.
Один из методов ревизии - комплексная ревизия производственной и финансово – хозяйственной деятельности, где наряду с документальной проверкой применяются приемы фактического контроля в целях установления действительного объема и качества выполненных работ. Методы фактического контроля за активами и обязательствами предприятия применяются для достижения следующих целей:
- обследование на месте участков, складов для изучения организации производства и труда, охраны материальных ценностей. Состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и т.д.
- проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации товарно–материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета;
- проверка с участием специалистов качества продукции, соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен – прейскурантам.
Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально-ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.
При проведении комплексных ревизий ревизоры имеют право:
- проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, требовать представления письменных объяснений должностных и других лиц, а также необходимых справок по вопросам, возникающим при прохождении ревизий;
- при проверке полноты оприходования по кассе денежных средств, полученных в учреждении банка, тщательно проверять выписки из расчетных (текущих, спецссудных) счетов, а при необходимости уточнять в учреждении банка данные о суммах наличных денег, выданных ревизуемому предприятию за проверяемый период;
- проводить или организовывать проведение сплошных или частичных инвентаризаций материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные и вещевые склады, кладовые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а ключ у материально ответственного лица;
- получать при необходимости от других предприятий, учреждений, и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, справки по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием;
- проверять в предприятиях, организациях и учреждениях других систем, сих согласия, правильность отдельных операций, связанных с деятельностью ревизуемого предприятия;
- передавать материалы ревизии следственным органам с последующим докладом об этом руководителю, назначившему ревизию, принимать меры к возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.
При выявлении фактов неправильного расходования государственных средств и других нарушений финансовой дисциплины или злоупотреблений устанавливается размер причиненного ущерба, причины нарушений, должностные лица, по вине которых совершены нарушения. При выявлении злоупотреблений и в других необходимых случаях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемого предприятия копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счета, ведомости, ордера, поручения банка, чеки, приказы, письма и других документов), или справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения виновных должностных или материально ответственных лиц.
Основными методами документального контроля являются следующие виды проверки: формальная; арифметическая; экспертная; логическая; нормативно-правовая; экономическая; встречная проверка документов; контрольное сличение; обратная калькуляция (обратный счет); оценка документов по их учету на счетах синтетического и аналитического учета; аналитическая проверка отчетности и балансов; сравнение.
Формальная проверка документа предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.
Арифметическая проверка документов включает правильность проставленных цен в документе, приведенных наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа.
Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.п. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа. Обычно доброкачественный документ имеет одинаковые цвет бумаги, печатный текст или чернила, каллиграфию письма или шрифт букв, устойчивые цифры и буквы.
Поддельные документы подлежат глубокому изучению. Для этих целей используют другие приемы проверки документов (логическую и встречную проверки), что позволит получить дополнительные доказательства о подделке документа. Такие документы целесообразно направлять в специальные лаборатории на криминалистическую экспертизу.
При логической проверке путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. Логическая проверка во взаимосвязи с другими методическими приемами проверки документов позволяет выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.
При нормативно-правовой проверке устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, нет ли отклонений от утвержденных норм, смет, лимитов и т.п. При их наличии составляются расчеты и аналитические таблицы, выясняются последствия и виновные лица, определяется ущерб, причиненный неправомерными действиями работников предприятия.
При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обоснованность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты от данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат (прибыль).
Сущность встречной проверки заключается в изучении достоверности операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвязанным операциям.
Обычно документы составляются в двух и более экземплярах, а отдельные операции оформляются дополнительными документами. Такие документы находятся при отчетах (реестрах) различных материально ответственных работников. Многократно могут повторяться и записи в учетных регистрах бухгалтерского учета. Все это открывает большие возможности для встречной проверки изучаемого документа и уточнения достоверности совершенной операции.
При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.
Контрольные сличения находят широкое применение для проверки правильности оприходования и списания в расход отдельных сортов материальных ценностей, достоверности аналитического учета и т.д.
Обратная калькуляция (обратный счет) используется на предприятии для проверки размера необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида готовых изделий. Сущность этого методического приема состоит в том, что по фактическому выпуску готовых изделий исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормами за межинвентаризационный период, который сопоставляется с фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за это же время. В результате этого устанавливают факты незаконного списания сырья и материалов на производство.
В некоторых случаях возникает необходимость проверки правильности списания сырья, материалов по выпуску готовых изделий в связи с уточненными нормами затрат по заключению специальной экспертизы о действительных затратах сырья и материалов. В этом случае фактически выпущенное количество изделий за изучаемый период умножается на разность между фактически списанным сырьем на единицу изделия и реальными нормами согласно заключению специальной экспертизы.
При применении проверки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, и в ряде случаев выявить злоупотребления. Это может выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в необоснованных документами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.
Среди методических примеров проверки документов особое место занимает аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов. Посредством этого приема изучается обоснованность показателей отчетности и балансов данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документов.
Этот методический прием обычно применяется в сочетании с другими приемами контроля, что позволяет осуществить не только техническую (счетную) проверку бухгалтерской отчетности и балансов, но и изучить состояние расчетных взаимоотношений с налоговыми и финансовыми органами по платежам налогов и сборов в бюджет, с банками по краткосрочному и долгосрочному кредитованию, а также с другими предприятиями и учреждениями по различным расчетам.
Аналитическая проверка отчетов и балансов позволяет провести подготовительную работу по подбору и систематизации показателей для выполнения аналитических расчетов, связанных с оценкой финансового состояния предприятия. Для изучения финансовых результатов, приведенных в балансе и отчетности, и раскрытия качественной их стороны используются относительные величины, выраженные (коэффициенты, индексы).
При изучении финансовых результатов и состояния сохранности имущества предприятия широко используется сравнение. С его помощью фактические данные, отраженные в отчетности, сопоставляются с базисными периодами, плановыми, нормативными и другими показателями.