Вопрос. Ревизия как основной метод бюджетного контроля.

Основными задачами ревизии являются:

1) Контроль за соблюдением финансовой дисциплины.

2) Экономное и целевое использование бюджетных средств.

3) Выявление роста доходной базы государства.

4) Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса.

5) Пресечение возможных бюджетных нарушений.

Объектами ревизии могут выступать:

1) Государственные и территориальные органы власти.

2) Производственно-коммерческие или акционерные предприятия с государственным участием (ОАО «Сбербанк»).

3) Организации и учреждения получающие государственную помощь или финансируемые за счёт бюджетных средств, государственные внебюджетные фонды.

Субъекты контроля:

1. органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы);

2. контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств;

3. финансово-экономические службы предприятий и организаций;

4. аудиторские фирмы;

5. неправительственные организации;

6. граждане страны как налогоплательщики.

Для качественной и эффективной организации проведения ревизий разнообразная классификация.

1. По глубине проведения

- сквозные ревизии – когда контролю подвергают деятельность всех субъектов отрасли, управление акционерных обществ и т.д. (проверка всех)

-локальные – когда контролю подвергают отдельные подразделения и предприятия.

2. По отношению к плану выделяют

– плановые – проводят в соответствии с календарным планом составленном заранее.

- внеплановые – проводятся после выявления нарушений на объектах, которые не вкл. в календарный план.

3. По степени охвата данных

- сплошные - когда контролю подвергают все операции и все данные по предприятию

-выборочная – когда контроль осуществляется на основе выборочных документов

-комбинированная – когда отдельные вопросы деятельности сплошной проверке, а др. выборочной

4. По характеру исследуемого материала

- документальные ревизии - проводятся на основе первичных документов с помощью след.приемов и методов:

1. формальная и арифметическая проверка документов

2. встречная проверка документов или записей (предполагает изучение данных, отраженных во2-ых экземп. документов)

3.нормативная проверка(основная в ревизии)- (сопостав. фактических расходов с существующими нормативными или плановыми показателями)

4. способ обратного счета – основан на экспертной оценке материально-фин.затрат для последующего определения необоснованных расходов (эксперт говорит сколько нужно ресурсов и финансов, затем идут фактические цифры и сопоставляются данные).

- фактическая ревизия – для проведения используются наблюдение, обследование (изучение помещений/складов), инвентаризация, опрос

Организация и проведение ревизии представляет собой сложный процесс, начинающийся с момента планирования ревизии и завершающийся реализацией материалов ревизии.

Последовательность проведения:

1. Подготовка к проведению ревизии:

1.1. Планирование ревизии;

1.2. Документальное ознакомление с деятельностью объекта;

1.3. Составление программы ревизии;

1.4. Изучение законодательства по реализуемым вопросам;

2. Проведение ревизии:

2.1. Организация работы на месте проведения ревизии;

2.2. Документальная и фактическая проверка;

3. Систематизация и подготовка материалов:

3.1. Систематизация материалов;

3.2. Состав актов;

3.3. Состав приложения к актам;

4. Реализация материалов ревизии:

4.1. Подготовка мероприятий по устранению нарушений;

4.2. Контроль за устранением выявленных нарушений.

25 Вопрос. Органы власти, осуществляющие бюджетный контроль.

1.Счетная палата (ревизии) является постоянно действующим органом гос-гофин-ого контроля, образуемым федеральным собранием.

Задачами счетной палаты является:

-организация и проведение контроля за своевременным исполнением Д и Р бюджета

-определение эффективности и целесообразности гос-ых расходов

-фин-ая экспертиза проектов федеральных законов

-выявление отклонений от установленных показателей бюджета и установленных причин;

-контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств.

Работа счетной палаты основа на годовых и квартальных планах. О выявл. нарушениях счетная палата информирует федеральное собрание.

По результатам проведенных, контрольных мероприятий, счетная палата готовит предписание обязательное для исполнения.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (органы исполнит.власти).

Находится в ведении Минфина и осуществляет контроль за использованием бюджетных средств и средств гос-ых, внебюджетных фондов.

Основные функции (схожи с счетной палатой):

- Контроль за использованием средств

-контроль за соблюдением валютного законодательства

- контроль за соблюдением бюджетного законодательства

- получение необх. письменных объяснений по вопросам возникающих в ходе контроля

- направление в органы управления проверенных организаций обязательных для исполнения предписаний.

3. Федеральное казначейство России (текущий контроль)

Осуществляет следующие функции контроля:

-контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств;

- за непревышением кассовых расходов осуществляемых ПБС

-за соответствием содержания проводимой операции, бюджетной классификации, бюджетной росписи и бюджетной смете;

- за наличием у ПБС документов , подтверждающих целесообразность проводимой операции (на что выделяются ср-ва – цель выплат).

4. Контрольное управление президента РФ.

Функции:

- контроль за выполнением органами исполнительной власти, федеральных законов, указов,распоряжений и др. решений президента (поручения – офиц.решение);

- контроль за реализацией общенациональных проектов, ежегодных бюджетных посланий и др. программных документов;

- осуществление контроля за исполнением утвержденных бюджетных смет;

- участие в предупреждении, устранении выявленных нарушений (по итогам информация предост.президенту, президент либо поощряет, либо накладывает санкции).

Наши рекомендации