Вопрос 2. Виды договора морской перевозки
Почти 60% грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки.
На морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений.
1. Линейное судоходство- это форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию.
В линейном сообщении договором морской перевозки является коносамент.
Коносамент- это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке собязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции:
• является договором морской перевозки в линейном судоходстве;
• удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;
• выступает как товарораспорядительный документ.
2. Трамповое судоходство- это вид сообщения, не связанный с постоянным районом плавания, заранее установленными портами отправления и назначения.
Здесь заключают договор фрахтования судна (рейсовый чартер)- это соглашение между судовладельцем и фрахтователем о найме судна или части его помещений для перевозки грузов.
Три вида фрахтования судов по рейсовому чартеру:
1. фрахтование на один рейс.
Вэтом случае после сдачи груза получателю и окончания всех расчетов по данному рейсу обе стороны свободны от взаимных обязательств;
2. фрахтование судна на несколько последовательных рейсов.
Судовладелец после завершения первого рейса обязан немедленно направить судно во второй, затем в третий и т.д. до выполнения всего согласованного количества рейсов;
3. фрахтовый контракт- это соглашение о перевозке регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя в течение оговоренного календарного периода.
Линейный коносамент и рейсовый чартер представляют собой полную форму договора морской перевозки, так как они содержат все необходимые коммерческие и юридические статьи, определяющие взаимоотношения сторон по данной сделке.
Кроме этого, существуют краткие формы договора морской перевозки. В них согласовываются только основные характеристики сделки, а в части остальных условий делается ссылка на чартер или коносамент. К таким формам относятся:
• букинг-нот (booking note) - предварительная заявка грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве.
• бэрс-нот (berth note) - договор на перевозку попутных массовых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту, где принимается основной груз.
Вопрос 3. Основные условия договора морской перевозки: судно, дата готовности к погрузке, груз, порты погрузки и выгрузки
При заключении рейсового чартера перевозчик и фрахтователь должны детально согласовать взаимные обязательства.
Многообразие условий морской перевозки грузов делает практически невозможным заново формулировать все условия договора при заключении конкретной сделки.
Поэтому общепринятым является использование типовых проформ чартеров.
Рассмотрим коммерческие условия чартера более подробно.
Условие о судне. В тексте каждой проформы чартера указывается, что судно должно быть прочным, водонепроницаемым и во всех отношениях снаряженным для данного рейса.
Перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние до начала рейса. Под этим понимается, что судно, его машины и механизмы, снабжение и снаряжение, численность и квалификация экипажа, сорт и количество топлива должны обеспечить сохранную и без задержек доставку согласованного груза при обычных условиях плавания в данном районе и в данное время года.
Помимо условия о мореходности в чартер вносятся данные о технико-эксплуатационных характеристиках судна, таких, как максимальная длина, ширина, осадка, максимальная высота над поверхностью воды, грузоподъемность судна, размеры люков, наличие грузовых средств, возраст, флаг судна и др.
Судовладелец заинтересован оговорить в чартере право на замену судна. Это условие может быть сформулировано как один из двух вариантов:
substitute - судно с близкими характеристиками,
sistership - судно той же серии.
Дата готовности судна к погрузке.В чартере срок готовности судна к погрузке устанавливается не конкретной датой, а в виде интервала между двумя календарными датами.
Первая дата кратко называется laydays. Если судно прибудет в порт раньше, то фрахтователь имеет право не принимать его, и счет сталийного (стояночного) времени начнется только после наступления даты laydays.
Вторая дата называется canceling date. Если судно не будет готово к погрузке до этой даты, то фрахтователь имеет право расторгнуть чартер.
Груз.В этой статье чартера указываются количество груза и его транспортные характеристики, т.е. физико-химические свойства груза, определяющие возможную загрузку судна, продолжительность и стоимость грузовых работ, риски, связанные с перевозкой этого груза.
Прежде всего указывается способ перевозки и вид упаковки, навалом, отдельными местами, в пакетах, контейнерах и т.д.
По генеральным грузам (контейнеры, автотехника, металл) указывается точная масса груза или применяется оговорка «около» (± от 1 до 3% в зависимости от вида груза).
По массовым грузам (навалочные, лесные, наливные) в чартере обычно оговаривается марджин - допустимое отклонение от базисного количества груза, согласованного судовладельцем и фрахтователем на данный рейс. Величина марджина составляет ± от 5 до 10% от количества груза.
Порты погрузки и выгрузки.В чартере порты погрузки и выгрузки могут быть установлены одним из четырех способов:
Direct port (конкретные порты) - указывается один или несколько конкретных портов погрузки и один или несколько портов выгрузки. При этом обязательно заходить во все указанные порты во время данного рейса.
Option of the ports (опцион портов) - в чартере перечисляются несколько возможных портов погрузки и выгрузки, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
Range (район побережья) - в чартере указывается участок морского побережья, ограниченный двумя портами, или морской бассейн. При выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой порт этого участка, включая оба ограничивающие порта.
Broad charter-party (широкий чартер) - опцион участков побережья. В чартере указывается несколько районов, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право направить судно в любой из них.
Вопрос 4. Основные условия договора морской перевозки: расчет сталийного времени, оплата демереджа и диспача, грузовых работ, фрахта
Расчет сталийного времени.
Сталийное время - это время, которое в соответствии с условиями чартера предоставляется фрахтователю для совершения работ по погрузке/ выгрузке, за которые судовладелец не получает никакого дополнительного вознаграждения, кроме согласованной ставки фрахта.
Изучая условия чартера о сталийном времени, следует выяснить три вопроса: момент начала отсчета сталии, порядок расчета ее продолжительности и исключаемые периоды.
Момент начала отсчета сталийного времени определяется относительно момента подачи нотиса о готовности судна к грузовым работам. После подачи нотиса о готовности фрахтователю предоставляется определенный льготный период, что должно быть зафиксировано в чартере.
Расчет продолжительности сталийного времени может быть оговорен по норме на люк в сутки (сталийное время определяется делением общего количества груза на норму погрузки/выгрузки и количество люков), по норме на судно в сутки, количеством суток, по обычаям порта, с обычной скоростью.
Обычно в качестве сталийных учитываются только рабочие погожие дни (WWD weather working day), т.е. фрахтователь освобождается от ответственности за простой судна в выходные, праздники и дни непогоды. В последнее время используется более точная формулировка «если погода позволяет». При фрахтовании крупнотоннажных танкеров, сухогрузов применяется исчисление сталийного времени в текущих днях (running days).
Оплата демереджа и диспача.
Демередж - это доплата за задержку судна под погрузкой или выгрузкой сверх оговоренного сталийного времени. Размер демереджа устанавливается в чартере в виде определенной суммы за судно в сутки и уплачивается за каждый день простоя или пропорционально за часть дня.
Диспач - это вознаграждение, уплачиваемое судовладельцем фрахтователю за окончание погрузки или разгрузки судна ранее истечения оговоренного чартером сталийного времени. Размер диспача - половина ставки демереджа, исходя из того, что судовладелец должен как бы поделиться с фрахтователем дополнительной выгодой, полученной в результате досрочной обработки судна.
Оплата грузовых работ.Расходы по погрузке и выгрузке груза между судовладельцем и фрахтователем могут быть сведены к следующим схемам:
• судовладелец несет расходы по оплате грузовых работ и в порту погрузки, и в порту выгрузки (gross terms);
• судовладелец свободен от оплаты погрузки, но несет расходы по укладке груза и его выгрузке (free in);
• судовладелец свободен от оплаты погрузки и укладки груза, но несет расходы по выгрузке (free in and stowed);
• судовладелец свободен от оплаты выгрузки, но оплачивает погрузку и укладку груза (free out);
• судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза, но оплачивает его укладку (free in and out);
• судовладелец свободен от оплаты погрузки, выгрузки и укладки груза (free in and out and stowed).
Оплата фрахта.Провозная плата устанавливается по соглашению сторон в виде фрахтовой ставки за единицу груза (единицы массы, объема или штук груза). В чартере оговаривается, за какое количество груза оплачивается фрахт: за погруженное (коносаментное) или за выгруженное.