Вопрос 2. Виды договора морской перевозки

По­чти 60% грузооборота мировой внешней тор­говли приходится на международные морские перевозки.

На морском транспорте различают линейные и трамповые виды сообщений.

1. Линейное судоходство- это форма транспортных услуг, при которой судовладелец организует регулярное движение судов между обусловленны­ми портами по заранее объявленному расписанию.

В линейном сообщении договором морской перевозки яв­ляется коносамент.

Коносамент- это документ, выдаваемый перевозчиком и удостоверяющий принятие груза к перевозке собязательством доставить его в порт назначения и выдать получателю. Коносамент выполняет три функции:

• является договором морской перевозки в линейном судоходстве;

• удостоверяет получение груза перевозчиком у отправителя;

• выступает как товарораспорядительный документ.

2. Трамповое судоходство- это вид сообщения, не связанный с постоянным районом плавания, зара­нее установленными портами отправления и назначения.

Здесь заключают договор фрахтования судна (рейсовый чартер)- это соглашение между судовладельцем и фрахтователем о найме судна или части его помещений для перевозки грузов.

Три вида фрахтования судов по рейсовому чартеру:

1. фрахтование на один рейс.

Вэтом случае после сдачи груза получателю и окончания всех расчетов по данному рейсу обе стороны свободны от взаимных обязательств;

2. фрахтование судна на несколько последовательных рейсов.

Судовладелец после завер­шения первого рейса обязан немедленно направить судно во второй, затем в третий и т.д. до выполнения всего согласованного количества рейсов;

3. фрахтовый контракт- это соглашение о перевозке регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя в течение оговоренного кален­дарного периода.

Линейный коносамент и рейсовый чартер представляют собой полную форму договора морской перевозки, так как они содержат все необходимые коммерческие и юридические статьи, определяющие взаимоотношения сторон по данной сделке.

Кроме этого, существуют краткие формы договора мор­ской перевозки. В них согласовываются только основные ха­рактеристики сделки, а в части остальных условий делается ссылка на чартер или коносамент. К таким формам относятся:

• букинг-нот (booking note) - предварительная заявка грузо­владельца с целью забронировать на судне место для оп­ределенной партии груза. Применяется обычно в линейном судоходстве.

• бэрс-нот (berth note) - договор на перевозку попутных мас­совых грузов. Используется как в линейном, так и в трамповом судоходстве, обычно при погрузке в том же порту, где принимается основной груз.

Вопрос 3. Основные условия договора морской перевозки: судно, дата готовности к погрузке, груз, порты погрузки и выгрузки

При заключении рейсового чартера перевозчик и фрахтователь должны детально согласовать взаимные обязатель­ства.

Многообразие условий морской перевозки грузов делает практи­чески невозможным заново формулировать все условия договора при заключении конкретной сделки.

Поэтому обще­принятым является ис­пользование типовых проформ чартеров.

Рассмотрим коммер­ческие условия чартера более подробно.

Условие о судне. В тексте каждой профор­мы чартера указывается, что судно должно быть прочным, водонепроницаемым и во всех отношениях снаряженным для данного рейса.

Перевозчик обязан привести судно в мореход­ное состояние до начала рейса. Под этим понимается, что судно, его машины и механизмы, снабжение и снаряжение, численность и квалификация экипажа, сорт и количество топ­лива должны обеспечить сохранную и без задержек доставку согласованного груза при обычных условиях плавания в дан­ном районе и в данное время года.

Помимо условия о мореходности в чартер вносятся дан­ные о технико-эксплуатационных характеристиках судна, таких, как максимальная длина, ширина, осадка, максимальная вы­сота над поверхностью воды, грузо­подъемность судна, размеры люков, наличие грузовых средств, возраст, флаг судна и др.

Судовладелец заинтересован оговорить в чартере право на замену судна. Это условие может быть сформулировано как один из двух вариантов:

substitute - судно с близкими харак­теристиками,

sistership - судно той же серии.

Дата готовности судна к погрузке.В чартере срок го­товности судна к погрузке устанавливается не конкретной да­той, а в виде интервала между двумя календарными датами.

Первая дата кратко называется laydays. Если судно прибудет в порт раньше, то фрахтователь имеет право не принимать его, и счет сталийного (стояночного) времени начнется толь­ко после наступления даты laydays.

Вторая дата называется canceling date. Если судно не будет готово к погрузке до этой даты, то фрахтователь имеет право расторгнуть чартер.

Груз.В этой статье чартера указываются количество гру­за и его транспортные характеристики, т.е. физико-химичес­кие свойства груза, определяющие возможную загрузку суд­на, продолжительность и стоимость грузовых работ, риски, связанные с перевозкой этого груза.

Прежде всего указывается способ перевозки и вид упаков­ки, навалом, отдельными местами, в пакетах, контейнерах и т.д.

По генеральным грузам (контейнеры, автотехника, ме­талл) указывается точная масса груза или применяется ого­ворка «около» (± от 1 до 3% в зависимо­сти от вида груза).

По массовым грузам (навалочные, лесные, наливные) в чартере обычно оговаривается марджин - допустимое откло­нение от базисного количества груза, согласованного судовла­дельцем и фрахтователем на данный рейс. Величина марджина составляет ± от 5 до 10% от количества груза.

Порты погрузки и выгрузки.В чартере порты погрузки и выгрузки могут быть установлены одним из четырех способов:

Direct port (конкретные порты) - указывается один или не­сколько конкретных портов погрузки и один или несколько портов выгрузки. При этом обязательно заходить во все указанные порты во время данного рейса.

Option of the ports (опцион портов) - в чартере перечисля­ются несколько возможных портов погрузки и выгрузки, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право напра­вить судно в любой из них.

Range (район побережья) - в чартере указывается участок морского побережья, ограниченный двумя портами, или морской бассейн. При выполнении рейса фрахтователь име­ет право направить судно в любой порт этого участка, вклю­чая оба ограничивающие порта.

Broad charter-party (широкий чартер) - опцион участков побережья. В чартере указывается несколько районов, и при выполнении рейса фрахтователь имеет право напра­вить судно в любой из них.

Вопрос 4. Основные условия договора морской перевозки: расчет сталийного времени, оплата демереджа и диспача, грузовых работ, фрахта

Расчет сталийного времени.

Сталийное время - это время, которое в соответствии с условиями чартера предо­ставляется фрахтователю для совершения работ по погрузке/ выгрузке, за которые судовладелец не получает никакого до­полнительного вознаграждения, кроме согласованной ставки фрахта.

Изучая условия чартера о сталийном времени, следу­ет выяснить три вопроса: момент начала отсчета сталии, поря­док расчета ее продолжительности и исключаемые периоды.

Момент начала отсчета сталийного времени определяет­ся относительно момента подачи нотиса о готовности судна к грузовым работам. После подачи нотиса о готовности фрах­тователю предоставляется определенный льготный период, что должно быть зафиксировано в чартере.

Расчет продолжительности сталийного времени может быть оговорен по норме на люк в сутки (сталийное время оп­ределяется делением общего количества груза на норму по­грузки/выгрузки и количество люков), по норме на судно в сутки, количеством суток, по обычаям порта, с обычной ско­ростью.

Обычно в качестве сталийных учитываются только рабочие погожие дни (WWD weather working day), т.е. фрахтователь освобождается от ответственности за простой судна в выход­ные, праздники и дни непогоды. В последнее время исполь­зуется более точная формулировка «если погода позволяет». При фрахтовании крупнотоннажных танкеров, сухогрузов при­меняется исчисление сталийного времени в текущих днях (running days).

Оплата демереджа и диспача.

Демередж - это доплата за задержку судна под погрузкой или выгрузкой сверх оговоренного сталийного вре­мени. Размер де­мереджа устанавливается в чартере в виде определенной сум­мы за судно в сутки и уплачивается за каждый день простоя или пропорционально за часть дня.

Диспач - это вознаграждение, уплачиваемое судовладельцем фрахтователю за окончание погрузки или разгрузки судна ранее истечения оговоренного чартером ста­лийного времени. Размер диспача - половин­а ставки демереджа, исходя из того, что судо­владелец должен как бы поделиться с фрахтователем допол­нительной выгодой, полученной в результате досрочной обработки судна.

Оплата грузовых работ.Расходы по погрузке и выг­рузке груза между судовладельцем и фрахтователем могут быть сведены к следующим схемам:

• судовладелец несет расходы по оплате грузовых работ и в порту погрузки, и в порту выгрузки (gross terms);

• судовладелец свободен от оплаты погрузки, но несет расходы по укладке груза и его выгрузке (free in);

• судовладелец свободен от оплаты погрузки и укладки груза, но несет расходы по выгрузке (free in and stowed);

• судовладелец свободен от оплаты выгрузки, но оплачивает погрузку и укладку груза (free out);

• судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза, но оплачивает его укладку (free in and out);

• судовладелец свободен от оплаты погрузки, выгрузки и ук­ладки груза (free in and out and stowed).

Оплата фрахта.Провозная плата устанавливается по соглашению сторон в виде фрахто­вой ставки за единицу груза (единицы массы, объема или штук гру­за). В чартере оговаривает­ся, за какое количество груза оплачивается фрахт: за погру­женное (коносаментное) или за выгруженное.

Наши рекомендации