Оптовая торговля, ее функции и значение. Маркетинговые решения оптового продавца
Одной из основных задач торговли явл. обеспечение эффек-го прожвижения товаров от произв-лей к конечным покупателям. Во многих случаях такое товародвиж-е не может быть осуществлено без участия оптовой торговли, призванной обеспечить соответствующее накопление необх-мых товаров и их перемещение в пространстве и времени.
Обычно под оптовой торговлей понимается любая деят-ть по продаже т/у для их дальнейшей перепродажи или производственного использовния. При этом оптовым торговцем может быть как физ. лицо, так и фирма.
Основные функции опт.торговли:
- сбор и обработка инф-ции о спросе, покупателях и предложениях;
- закупка и формирование товарного ассортимента;
- отбор, сортировка и формирование наиболее приемлемых для покупателя партий поставок;
- складирование и хранение товаров;
- транспортировка товаров;
- учстие в продвижении товаров на рынок;
- распределение риска. оптовики берут на себя риск, отвечая за хищения, повреждения и устаревния запасов;
- финансирование поставок и продаж;
- оказание консультационных услуг.
Количество перечисленных функций и уровень их реализации зависят от того, какая форма оптовой торговли реализуется.
Прямую оптовую торговлю осуществляют товаропроизв-ли. Это они делают тогда, когда считают, что таким способом они смогут обеспечить наиболее эффективную политику продаж.
В условиях прямой оптовой торговли товаропроизвод-ли создают свои торговые филиалы или торговые конторы. Они могут также поручить оптовую торговлю отделам сбыта.
Торговые филиалы или конторы создают запасы товаров фирмы и обеспечивают реализацию широкого круга функций оптовой торговли.
Коммерческие оптовые предприятия явл. независимыми фирмами, приобретающими право собственности на товар в целях его дальнейшей перепродажи. такие фирмы могут выполнять все функции, присущие оптовой торговле, так и часть из них. В 1-м случае говорят о коммерческих оптовых предприятиях с полным обслуживанием, а во 2-м - речь идет о коммерческих оптовых предприятиях с ограниченным обслуживанием.
Агенты представляют, как правило, несколько производителей, товары к-рых явл. взаимодополняющими и неконкурирующими. Основное назначение брокеров свести покупателей и продавцов товаров для свершения сделок. В отличие от коммерческих оптовых фирм, к-рые получают прибыль от принадлежащих им товаров, агенты и брокеры работают за комиссионное вознаграждение или платежи за их услуги.
Использование агентов и брокеров позволяет товаропроизводителю увеличить объемы продаж товаров, используя при этом ограниченные ресурсы и заранее зная, какие издержки, связанные со сбытом, он понесет. К сбыту его товаров подключается квалифицированный торговый персонал.
Оптовики принимают самые различные решения, направленные на обеспечение эффективной торговой деят-ти. Среди этих реш-й основными явл.:
- установление целевого рынка, т.е. выявление основной группы или групп покупателей, для к-рых предназначаются предлагаемые товары;
- определение ассортимента товаров, наиболее полно учитывающего интересы как самого оптовика, так и его покупателей;
- выявление наиболее приемлемого набора дополнительных услуг;
- установление как для оптовика, так и для его покупателей наиболее приемлемой цены на предлагаемые товары;
- обеспечение эффективной политики продвижения товаров на рынок;
- установление наилучшего месторасположения торгового оптовика.
В РБ основными оптовыми торговцами явл.:
- оптовые базы и различные объединения системы Министерства торговли;
- районные, межрайонные, областные и республиканские базы Белкоопсоюза;
- оптовые базы системы рабочего снабжения;
- отделы сбыта крупных промышлен6ных предприятий.