Розничная торговля, ее значение и функции. Маркетинговые решения розничного продавца

Под розничной торговлей понимается любая деят-ть по реализации т/у конечным покупателям, к-рые приобретают их в целях потребления.

Покупки в розничной торговле могут совершать как отдельные люди, так и различные предприятия, орг-ции и учреждения. В этом случае приобретенные товры используются для коллективного потребления или хоз.нужд.

Всякая покупка может быть совершена при наличии продавца. В качестве продавца выступают в основном предприятия розничной торговли и общественного питания, а также товаропроизв-ли. Вместе с тем розничную торговлю могут осуществлять предприятия сферы услуг, причем розничная торговля нередко явл. дополнением к основной деят-ти.

Т.о., розничный продавец всегда имеет непосредственный контакт с конечным покупателем независимо от того, что он собой представляет и гле и кк реализует свои т/у. Такой контакт и определяет те основные функции, осуществление к-рых призвана обеспечить розничная торговля.

Розничная торговля выполняет след. основные функции:

- определяет реальные нужды и потребности в товарах;

- с учетом реальных потребностей формирует ассортимент т/у, организуя поставки от широкого круга поставщиков;

- производит оплату поступивших товаров;

- осуществляет различные операции по хранению, маркировке товаров, установлению на них цены;

- участвует в продвижении товров на рынок.

С учетом предлагаемого товарного ассортимента выделяют след. наиболее распространенные предприятия розничной торговли:

- специализированные магазины ( н-р, магазин одежды, магазин парфюмерии);

- универмаги - крупное предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент различных товаров;

- универсамы - крупное предприятие розн. торговли, созданное для удовлетворения первоочередных нужд покупателей в продовольственных товарах и товарах домашенего обихода;

- супермаркеты - предприятие розн. торговли, имеющее большую торговую площадь и предлагающее одноверменно с полным набором продовольственных товаров и др. различные товары, не требующие особого внимания к покупателям со стороны торгового персонала;

- магазины товаров повседневного спроса - невелики по размерам и торгуют товарами ограниченного ассортимента, в основном продовольственными товарами.

В последнее время особенно популярной становится внемагазинная розничная торговля. В этом случае товары можно купить и не посещая существующую сеть магазинов. При этом основными формами торговли явл.:

- пересылка товаров по почте;

- продажа товаров на дому (торговые агенты изготовителей, посреднических и торговых предприятий приходят домой, представляют товар и, если есть необх-ть и возможность, демонстрируют его использование);

- рыночная распродажа товаров ( многие коммерсанты, не имеющие своих постоянных помещений, вынуждены постоянно переезжать с одного места на другое, стараясь т.обр. привлечь к себе внимание как можно большего числа потенциальных покупателей. Место, где они обычно выставляют на продажу товары, принято считать рынком, а торговлю - рыночной);

- продажа товаров через автоматы (такие автоматы устанавливаются в наиболее многолюдных местах и работают круглосуточнго без привлечения торгового персонала, но довольно велики затраты, связанные с необх-тью постоянно пополнять запасы и осуществлять обслуживание автоматов, к-рые часто выходят из строя по вине покупателей);

- передвижная рспродажа товаров (довольно широко распространена в сельской местности, актуальность такой торговли обусловлена постоянным сокращением стационарных магазинов ввиду их нерентабельности).

Розничные торговцы принмают самые различные решения, направленные на обеспечение более полного удовлетворения запросов потенциальных покупателей их товаров. Среди этих решений основными явл.:

- установление целевого рынка, т.е. выбор отдельной группы или групп покуптелей, для к-рых будут предназначаться предлагааемые товары;

- определение широты и глубины ассортимента товров, наиболее полно отвечающих запросам выбранного целевого рынка;

- установление цены, наиболее приемлемой как для розничного торговца, так и для отдельных сегментов целевого рынка;

- обеспечение эф-ной политики продвижения товара на рынок, включая рекламу, стимулировние сбыта, личную продажу и создание благоприятного общественного мнения;

- выбор наиболее приемлемого месторасположения магазина с т.зр. удобства его посещения;

- создание удобного для покупателей предложения товаров;

- выбор приемлемого (как для продавца, так и для покупателя) набора услуг.

Наряду с решением указанных выше задач розничный продавец должен учитывать возможное поведение покупателей и соответственно целенаправленно воздействовать на каждого из них в целях совершения покупок.

Наши рекомендации