МСФО: цели и классификация j
I
Распространение МСФО не преследует целей частичной или полной замены национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS) представляют собой документы, определяющие взаимоприемлемые для бухгалтеров большинства стран принципы; составления финансовой отчетности и предлагающие для их соблюде-' ния варианты бухгалтерского учета различных объектов.
Рекомендательный характер стандартов является особенностью МСФО. Однаиз основных целей их создания заключается в максимальной гармонизации различных стандартов финансовой отчетности и бух- 3 галтерской политики в разных странах. В силу объективных обстоя- 1 тельств МСФО приобретают все большее значение как средство «общения» между предприятиями различных стран, что может подталкивать | национальные системы бухгалтерского учета к сближению. В случае не- | обходимости на основе МСФО могут разрабатываться новые и детализироваться действующие национальные стандарты учета. j
Существующую систему международных стандартов можно класси- фицировать по основным элементам финансовой отчетности, к кото- J рым МСФО относят: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Ввиду того что капитал определяется как разность между активами и обязательствами, нет необходимости выделять эту группу стандартов. Важную группу составляют стандарты, посвященные раскрытию учетной политики и представлению финансовой отчетности. Принимая во внимание, что действующая система МСФО постоянно совершенствуется и дополняется, в табл. 2.5 приведена классификация стандартов в редакции на момент написания учебника.
В Приложении 6 дополнительно к представленной классификации приводится краткое описание каждого из приведенных стандартов с указанием его цели, даты утверждения и вступления в силу.
Таблица 2.5 Классификация международных стандартов финансовой отчетности (в редакции 2000 г.)
|
Окончание табл. Щ | |
МСФО 17. Аренда. Я | |
МСФО 25. Учет инвестиций. Щ | |
МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные Я компании. у | |
МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и пред-Ц ставление информации. 4 | |
МСФО 38. Нематериальные активы. ! | |
МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и д оценка. 5 | |
3. Обязательств | МСФО 12. Налоги на прибыль. 1 |
МСФО 20. Учет правительственных субсидий и раскрытия информации о правительственной помощи. 11 | |
МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионном обеспечения (пенсионным планам). |1 | |
МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные и активы. Я | |
4. Доходов | МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фунда- Я ментальные ошибки и изменения в учетной политике. Я |
МСФО 10. Условные события и события, произошедшие Я после отчетной даты. Ц | |
МСФО 11. Договоры подряда. 11 | |
МСФО 18. Выручка. || | |
МСФО 33. Прибыль на акцию. | |
5. Расходов | МСФО 9. Затраты на исследования и разработки. |
МСФО 19. Вознаграждения работникам. | |
МСФО 23. Затраты по займам. |
Разработка МСФО осуществляется специально созданным для этих целей Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Основная цель Комитета — достижение унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями для составления финансовой отчетности во всем мире. Состав разрабатываемых Комитетом стандартов постоянно расширяется, содержание совершенствуется и дополняется.
Работа по гармонизации стандартов бухгалтерского учета ведется не только на международном, но и на региональном уровне. К региональным организациям относятся: Европейский союз; Африканский совет по бухгалтерскому учету; Ассоциация бухгалтеров Южной Америки; Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (стран АСЕАН); Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов; Федерация европейских бухгалтеров.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в 1957 г Основной целью на момент создания было обеспечение свободного обращения товаров, разработка единых таможенных правил и гармонизация правовых законодательных актов. Наиболее важными директивами в области бухгалтерского учета являются 4-я директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (25 июля 1978 г.) и 7-я директива «О принципах составления консолидированной отчетности» (13 июня 1983 г). Директивы ЕЭС являются обязательными для исполнения компаниями европейских стран — членов ЕС.
Представители региональных бухгалтерских организаций участвуют в деятельности КМСФО, присутствуя на его заседаниях, избираясь в состав правления Комитета. За счет вовлечения в процессы создания МСФО широкого круга участников обеспечиваются условия достижения целей функционирования КМСФО.
Статус и роль системы МСФО определяется, таким образом, с одной стороны, участием региональных бухгалтерских организаций в деятельности КМСФО, с другой — влиянием международных стандартов на процессы гармонизации, совершенствования и развития систем национальных стандартов бухгалтерского учета.