МСФО: цели и классификация j

I

Распространение МСФО не преследует целей частичной или пол­ной замены национальных стандартов бухгалтерского учета и отчет­ности.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS) представляют собой документы, определяю­щие взаимоприемлемые для бухгалтеров большинства стран принципы; составления финансовой отчетности и предлагающие для их соблюде-' ния варианты бухгалтерского учета различных объектов.

Рекомендательный характер стандартов является особенностью МСФО. Однаиз основных целей их создания заключается в максималь­ной гармонизации различных стандартов финансовой отчетности и бух- 3 галтерской политики в разных странах. В силу объективных обстоя- 1 тельств МСФО приобретают все большее значение как средство «обще­ния» между предприятиями различных стран, что может подталкивать | национальные системы бухгалтерского учета к сближению. В случае не- | обходимости на основе МСФО могут разрабатываться новые и детали­зироваться действующие национальные стандарты учета. j

Существующую систему международных стандартов можно класси- фицировать по основным элементам финансовой отчетности, к кото- J рым МСФО относят: активы, обязательства, капитал, доходы и расхо­ды. Ввиду того что капитал определяется как разность между активами и обязательствами, нет необходимости выделять эту группу стандартов. Важную группу составляют стандарты, посвященные раскрытию учет­ной политики и представлению финансовой отчетности. Принимая во внимание, что действующая система МСФО постоянно совершенству­ется и дополняется, в табл. 2.5 приведена классификация стандартов в редакции на момент написания учебника.

В Приложении 6 дополнительно к представленной классификации приводится краткое описание каждого из приведенных стандартов с указанием его цели, даты утверждения и вступления в силу.

Таблица 2.5 Классификация международных стандартов финансовой отчетности (в редакции 2000 г.)
Группа стандартов Номер и наименование стандарта
1. Раскрытия учетной политики и представления финансовой отчетности МСФО 1. Представление финансовой отчетности.
МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.
МСФО 14. Сегментная отчетность.
МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.
МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.
МСФО 22. Объединение компаний.
МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.
МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.
МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.
МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчет­ности банков и аналогичных финансовых институтов.
МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совмест­ной деятельности.
МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.
МСФО 35. Прекращаемая деятельность.
МСФО 36. Обесценение активов.
2. Активов МСФО 2. Запасы.
МСФО 4. Учет амортизации.
МСФО 16.Основные средства.

Окончание табл. Щ
  МСФО 17. Аренда. Я
МСФО 25. Учет инвестиций. Щ
МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные Я компании. у
МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и пред-Ц ставление информации. 4
МСФО 38. Нематериальные активы. !
МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и д оценка. 5
3. Обязательств МСФО 12. Налоги на прибыль. 1
МСФО 20. Учет правительственных субсидий и раскрытия информации о правительственной помощи. 11
МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионном обеспечения (пенсионным планам). |1
МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные и активы. Я
4. Доходов МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фунда- Я ментальные ошибки и изменения в учетной политике. Я
МСФО 10. Условные события и события, произошедшие Я после отчетной даты. Ц
МСФО 11. Договоры подряда. 11
МСФО 18. Выручка. ||
МСФО 33. Прибыль на акцию.
5. Расходов МСФО 9. Затраты на исследования и разработки.
МСФО 19. Вознаграждения работникам.
МСФО 23. Затраты по займам.

Разработка МСФО осуществляется специально созданным для этих целей Комитетом по международным стандартам финансовой отчет­ности (КМСФО). Основная цель Комитета — достижение унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями для со­ставления финансовой отчетности во всем мире. Состав разрабатывае­мых Комитетом стандартов постоянно расширяется, содержание со­вершенствуется и дополняется.

Работа по гармонизации стандартов бухгалтерского учета ведется не только на международном, но и на региональном уровне. К региональ­ным организациям относятся: Европейский союз; Африканский совет по бухгалтерскому учету; Ассоциация бухгалтеров Южной Америки; Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (стран АСЕАН); Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеан­ского регионов; Федерация европейских бухгалтеров.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в 1957 г Основной целью на момент создания было обеспечение свобод­ного обращения товаров, разработка единых таможенных правил и гармонизация правовых законодательных актов. Наиболее важными директивами в области бухгалтерского учета являются 4-я директива «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (25 июля 1978 г.) и 7-я директива «О принципах составления консолидирован­ной отчетности» (13 июня 1983 г). Директивы ЕЭС являются обяза­тельными для исполнения компаниями европейских стран — членов ЕС.

Представители региональных бухгалтерских организаций участву­ют в деятельности КМСФО, присутствуя на его заседаниях, избираясь в состав правления Комитета. За счет вовлечения в процессы создания МСФО широкого круга участников обеспечиваются условия достиже­ния целей функционирования КМСФО.

Статус и роль системы МСФО определяется, таким образом, с одной стороны, участием региональных бухгалтерских организаций в деятельности КМСФО, с другой — влиянием международных стандар­тов на процессы гармонизации, совершенствования и развития систем национальных стандартов бухгалтерского учета.

Наши рекомендации