Цели организации и их классификация

Лекция 4: Цели и функции управления

План лекции:

1. Миссия организации

2. Цели организации и их классификация;

3. Управление по целям;

4. Функции управления.

Миссия организации

Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направ­лений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

Дословномиссияозначает «ответственное задание, роль».

Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интере­сы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию из­нутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.

В широком понимании миссия – это философия и пред­назначение, смысл существования организации.

В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой при­чине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организа­ции, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.

Цели формулирования миссии.

Для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация.

Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

• является базой для установления целей организации, обеспе­чивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выра­ботке стратегии организации, устанавливая направленность и до­пустимые границы функционирования организации;

• дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки и использования;

• расширяет для работника смысл и содержание его деятель­ности и тем самым позволяет применять более широкий набор при­емов мотивирования. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относи­тельно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отно­шение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

Миссия должна вырабаты­ваться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась филосо­фия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения и способ действия собствен­ников и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для дости­жения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организа­ция.

Подходы к содержанию миссии:

– акцент на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (пример – формулировка миссии компании «Форд» предоставление людям дешевого транспорта);

– акцент на качестве – понятии, которое раскрывается с разных сторон, давая представления о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы.

В сопровож­дающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:

• целевые ориентиры организации, отражающие то, на реше­ние каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной пер­спективе;

• сфера деятельности организации, отражающая то, какой про­дукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

• философия организации, находящая проявление в тех цен­ностях и верованиях, которые приняты в организации;

• возможности и способы осуществления деятельности органи­зации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возмож­ности для выживания в долгосрочной перспективе, каким спосо­бом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.

Цели организации и их классификация

Цели— это конкретное состояние отдельных характе­ристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее дея­тельность.

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

В зависимости от периода времени, требуемого для их достиже­ния, цели делятся на долгосрочные (достижение которых предполагается к концу производственного цикла) и краткосрочные (характерна гораз­до большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять)).Иногда, если возникает необ­ходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями уста­навливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Особенности целей:

– Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности;

– Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов;

– Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез;

– Чем наиболее отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Существу­ет четыре сферы (направления), в которых организации устанавливают свои цели:

1. В сфере доходов:

• прибыльность, отражаемая в показателях типа величины при­были, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;

• положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

• производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производствен­ных мощностей, объеме производимой в единицу времени продук­ции, достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности;

• финансовые ресурсы, описываемые показателями, характери­зующими структуру капитала, движение денег в организации, вели­чину оборотного капитала, сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование;

• мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

• разработка, производство продукта и обновление техноло­гии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта, выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара;

2. В сфере работы с клиентами:

• работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупа­телей и т.п.

3. В сфере работы с сотрудниками:

• изменения в организации и управлении, отражаемые в пока­зателях, устанавливающих задания по срокам организационных из­менений, определение критических областей управленческого воздействия;

• человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, по­вышение квалификации работников, обеспечение условий необходимых для развития творческого потенциала работников, повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих;

4. В сфере социальной ответственности:

• оказание помощи обществу, описываемое такими показателя­ми, как объем благотворительности, сроки проведения благотвори­тельных акций и т.п.

5. В сфере инноваций:

• приоритетным является завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции;

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей,представляющая собой декомпози­цию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обу­словлена тем, что:

• цели болеевысокого уровня всегда носят более широкий ха­рактер и имеют более долгосрочный временной интервал достиже­ния;

• цели болеенизкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Требования к целям:

· цели должны быть достижимыми.Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников.

· цели должны быть гибкими.Цели следует устанав­ливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

· цели должны быть измеримыми,т.е.цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель до­стигнута.

· цели должны быть конкретными,обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осущест­вляться движение организации.

· цели должны быть совместимыми.Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совмес­тимость — не единственное направление установления совмести­мости целей.

· цели должны быть приемлемымидля основных субъ­ектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. (Виханский О.С. Стратегический менеджмент)

Наши рекомендации