Бюджетирование финансов организации

Тема 10. Планирование финансов организации.

1. Финансовое планирование, сущность и методы

2. Бюджетирование финансов организации

3. Налоговое планирование в организации

4. Государственное регулирование финансовой деятельности организаций

Финансовое планирование, сущность и методы

Финансовое планирование – одна из основных функций финансов организации. Оно обусловлено самой сущностью: денежные средства авансируются и инвестируются.

ФП в широком смысле – совокупность осмысленной деятельности по сознательной организации финансового оборота, по обеспечению финансовыми ресурсами организации в будущем с целью обеспечения уставных задач

ФП в узком смысле – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению жизнедеятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению ее эффективности в будущих периодах.

Основная цель – определение объемов поступления финансовых ресурсов и их распределения, а также для коммерческих организаций – достижение прибыльности.

Задачи и инструменты:

  • Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами, инструмент – финпланы, сметы, бюджеты (сводные и частные)
  • Определение путей эффективного вложения капитала, его рационального использования, инструмент – разработка внутрихозяйственных норм рентабельности и доходности вложений.
  • Установление финансовых отношений с контрагентами – отношение с бюджетом, с кредитными учреждениями, с собственниками, инструменты – налоговые планы, определение регламента распределения прибыли, документы подтверждения кредитной истории, гарантии и поручительства.
  • Увеличение прибыли за счет внутрихозяйственных резервов использования денежных средств, инструмент – платежные календари, баланс движения денежных средств (БДДС), кассовые планы.
  • Контроль за финсостоянием, платежеспособностью, кредитоспособностью, состоянием денежных фондов, инструмент – нормы по финансовым пропорциями.
  • Соблюдение интересов собственников, инструмент – утверждение финансовых отчетов и планов организации, разраобтка внутрихозяйственного норматива доходности (цены капитала собственника).

Основной инструмент финансового планирования – финансовый план. Может быть

  • Бюджет, смета – разновидности финансовых планов.
  • Кассовый план
  • Платежный календарь
  • БДДР – баланс доходов и расходов
  • ББЛ – бюджет по балансовому листу

Процесс финансового планирования:

1. Анализ финансовой ситуации

2. Разработка финансовой стратегии

3. Составление текущих финансовых планов

4. Корректировка финансовых планов

5. Разработка оперативных финансовых планов

Процесс финансового планирования непрерывен. Он предполагает исполнение перспективных планов и разработка оперативных планов. Поэтому финансовое планирование – это отдельная функция финансов организации. Традиционно в организациях в сентябре-октябре начинается разработка перспективных финансовых планов, но фактически финансовое планирование начинается после утверждения отчетности прошлого периода (июнь-июль), т.е. налицо опережение на полгода примерно.

Элементы финансового планирования

  1. Нормы и нормативы (которые касаются финансовых ресурсов)
  2. Цели финансового планирования – исходя из ФинОрг’ии
  3. Правила и процедуры планирования

Интервалы финансового планирования

§ Оперативное планирование – максимальная продолжительность – квартал. Месяц – традиционно период, в течение которого ошибка предельная может не выходить за допустимые рамки. Минимально – 5 дней, т.е. рабочая неделя. Период упреждения – разработка комплексов плановых заданий, результат – реализация кассовых планов и платежных календарей. Управление в основном только деньгами.

§ Текущее планирование – максимальная продолжительность 1 год, минимальная – определяется оперативным. Разрабатываются конкретные финансовые планы, реализующие финансовую стратегию: план доходов и расходов, БДДР, Отчет о прибылях и убытках. Управляется не только денежная, но и материальная составляющая.

§ Перспективное планирование от 1 года и больше. Наиболее оптимальный максимальный период – 5 лет из-за временной стоимости денег. В рамках данного планирования разрабатывается финансовая стратегия и прогнозы финансовой деятельности. Инструменты: прогноз (основных финансовых параметров) бухгалтерского баланса, прибылей и убытков, движения денежных средств.

Наиболее достоверная информация – в рамках текущего планирования.

Проблемы финансового планирования также связаны с наличием финансовых ограничителей (внешних и внутренних), что приводит к низкой достоверности информации:

  • 1-ый уровень: критерии банкротства (коэффициент текущей ликвидности, обеспеченность оборотных активов собственными источниками)
  • 2-ой уровень: соотношение доходности, ликвидности и риска. Экспертное мнение финансиста-плановика оказывает непосредственное влияние.
  • 3-ий уровень: предельные характеристики источников финансирования. Критериальное значение коэффициента автономии, финансовый рычаг.
  • 4-ый уровень: связан с параметрами цикла движение денежных средств (денежного потока). Продолжительность операционного и финансового цикла и минимальный объем денежных средств.

В планировании максимальная величина отклонения плана – 3%. Если больше – то система финансового планирования не эффективна. Нужно определять, либо это под воздействием изменения внешней среды, либо внутренние.

Принципы планирования

  • научность
  • комплексность
  • оптимальность

Методы планирования:

  • нормативный
  • расчетно-аналитический
  • балансовый
  • на базе маржинального анализа
  • метод оптимизации плановых решений
  • экономико-математическое моделирование
  • сетевой метод

Для реализации функций ФП разрабатываются технологии финансового планирования.

Известны хорошо 2 технологии финансового планирования. Наличие их связано с наличием ограничения на финансовые ресурсы и ограничений на иные ресурсы.

Финансовые ресурсы состоят из доходов и поступлений. Отличие принципиальное между ними – накапливают или нет собственный капитал.

Если имеются существенные ограничения на финансовые ресурсы, то применяется технология бюджетирование, если нет, то – традиционная технология финансового планирования, это означает, что в отношения получения доходов нет ограничений, и сначала планируется производство, а затем реализация. В этом случае есть ограничения по материальным ресурсам, либо размером трудовых ресурсов.

На предприятии есть штатная единица, которая занимается финансовым планированием и составляет инструменты ФП.

В рамках технологии бюджетирования нельзя получать доходы неограниченно, в силу невозможности разместить товар на рынке.

Бюджетирование финансов организации

Термин бюджетирование применяется для различных действий,- составление бюджетов.

В рамках данного курса бюджетирование – это совокупность всех действий по предвидению финансовых ресурсов.

Технология бюджетирования состоит из 3-х составных частей:

  1. Собственно технология, технологическая часть
  2. Организация процесса бюджетирования
  3. Использование информационных технологий

Из-за этого большое значение имеет информационная база и все процедуры.

Собственно технология бюджетирования:

  • Все виды и формы бюджетов
  • Целевые показатели
  • Порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет

Форма 2: Операционный и финансовый бюджет

Операционный бюджет:

  • Бюджет продаж
  • Производственный бюджет
  • Бюджеты расходов (затрат): бюджет прямых затрат (по основным видам затрат: материалы и з/п), бюджет косвенных затрат (общепроизводственные, коммерческие расходы, управленческие расходы), бюджет производственных запасов
  • Бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках)

Используются стоимостные и натуральные показатели.

Финансовый бюджет:

  • Бюджет движения денежных средств
  • Прогноз баланса (бюджет по балансовому листу)
  • Инвестиционный бюджет

Используются только стоимостные показатели.

Обязательные бюджеты:

  • Финансовый бюджет
  • Операционный бюджет

Бюджеты составляются по функциональному признаку и выделены центром финансовой ответственности (ЦФО). Это означает, что управление финансами предполагает особую систему строения финансовой службы.

Затем, после создания структуры, в организации идет разработка бюджетного регламента. Затем определяются этапы бюджетного процесса. Затем разрабатывается график документооборота. Последний этап – разработка внутренних нормативов.

По функциональному признаку будут выделяться структурные единицы – объект бюджетирования. В качестве объекта может выступать бизнес-направление, структурное подразделение (без выделения бизнес-направления), ЦФО, бизнес-проекты, отдельные проекты. Наиболее часто встречается выделение ЦФО.

ЦФО – это структурные подразделения, осуществляющие хозяйственные операции, оказывающие непосредственное воздействие на доходы, либо на расходы от этих операций. Затем кроме этого, отвечающие за реализацию поставленных целей, соблюдение лимитов и достижение финансовых результатов. В зависимости от того, на что воздействует ЦФО и от реализации задач выделяются центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.

Для организации работы ЦФО используются основные методы организации финансов из принципов самофинансирования и хозяйственных расчетов.

Это фактически означает, что наличие ЦФО обязывает использовать следующие инструменты:

  • трансфертные цены (внутренняя цена)
  • внутреннее кредитование
  • налогообложение
  • общие инвестиции
  • арбитраж

Бюджетный регламент – документ, в котором оговорены права и обязанности субъектов бюджетного процесса, формы и сроки предоставления документов и получатели документов.

Этапы бюджетного процесса: (традиционно 3 этапа)

  • Разработка сводного бюджета
  • Утверждение проекта и включение его в систему бизнес - планирования
  • Анализ исполнения бюджета

График документооборота – принимается коллегиальным органом управления – бюджетным комитетом. Также БК распределяет средства между бюджетами, ликвидирует дефицит, поощряет и наказывает ответственных лиц, т.е. организует ответственность за исполнение. Традиционно БК возглавляется финансовым директором, часто создается ан базе правления.

Использование информационных технологий. Традиционной системы бух-фин учета недостаточно, на предприятии должна быть установлена управленческая система учета, который дифференцирует всю систему по операциям, по её признакам. Поэтому необходимо из-за большой величины массива информации применение средств телекоммуникаций, т.е. создание информационной технологии. Это требует сплошного управленческого учета, а он приводит к увеличению трудоемкости учетной функции, так как возникает увеличение бюрократии, и требование значительного объема финансовых ресурсов, который будет инвестироваться в информационную систему.

Налоговое планирование организации.

Важность налогового планирования определяется тем, что любой субъект уплачивает налоги. Они обязаны планировать денежные потоки, которые направляются в сторону государства. Совокупность налогов организации определяется действующей налоговой системой.

Организация выступает как:

  • налогоплательщик – уплачивает налоги из своих доходов и поступлений
  • налоговый агент – уплачивает налоги из чужих доходов
  • работодатель – НДФЛ

Любой хозяйствующий субъект подлежит налоговой регистрации. На налоговую службу возложена функция как взимания налогов, так и регистрации в реестре. При регистрации присваивается ИНН (10 знаков)

Каждая организация несет обязанность исчисления налога и несет ответственность за правильность его исчисления.

Налоги – безвозвратные и безвозмездные платежи в пользу государства. Это отрицательные денежные потоки. Приток возникает в следствие переплаты – возврат авансовых платежей.

Причины «+» потока:

  • неритмичность работы организации
  • 70% - косвенные налоги, жесткая система взимания. НДС – облагается налогом весь доход, используется система вычетов (НДС по доходу может быть меньше, чем НДС к вычету). Это бывает при экспорте.

Предприятие стремится минимизировать изъятия, а государство – максимизировать.

Налоговое планирование – комплекс мероприятий по планированию величины налоговых изъятий в доход государства в оптимальном размере.

Минимизация налогов – важнейший фактор риска финансового краха предприятия.

Планирование:

  • Стратегическое
  • Текущее
  • Опреативное

Стадии планирования:

Стадия предварительного планирования – позволяет выбрать наиболее оптимальную форму бизнеса в соответствии с действующим законодательством. Определение контрольных локаций: доходы, расходы, прибыль, рентабельность:

организационно-правовая форма (НК это не учитывает)

территориальное расположение бизнеса

выбор сил и задач – коммерческая или не коммерческая организация

структура организации – филиалы, подразделения

планирование показателя налогового бремени как Бюджетирование финансов организации - student2.ru , применяется из-за особенностей налогового учета. Показатель добавленной стоимости является расчетным, он не может быть использован в данной формуле, рассчитывается самостоятельно исходя из нормы доходности собственника.

Стадия текущего планирования:

в рамках финансового года – величина налоговых изъятий

финансовый план платежей в бюджет – часть финансового плана или отдельный бюджет

Используются следующие элементы:

I. Учетная политика

  • Выбор режима обложения: общий/упрощенный
  • Метод по оплате/по отгрузке

II. Формирование налоговой базы:

Наши рекомендации