Бюджетирование финансов организации
Тема 10. Планирование финансов организации.
1. Финансовое планирование, сущность и методы
2. Бюджетирование финансов организации
3. Налоговое планирование в организации
4. Государственное регулирование финансовой деятельности организаций
Финансовое планирование, сущность и методы
Финансовое планирование – одна из основных функций финансов организации. Оно обусловлено самой сущностью: денежные средства авансируются и инвестируются.
ФП в широком смысле – совокупность осмысленной деятельности по сознательной организации финансового оборота, по обеспечению финансовыми ресурсами организации в будущем с целью обеспечения уставных задач
ФП в узком смысле – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению жизнедеятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению ее эффективности в будущих периодах.
Основная цель – определение объемов поступления финансовых ресурсов и их распределения, а также для коммерческих организаций – достижение прибыльности.
Задачи и инструменты:
- Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами, инструмент – финпланы, сметы, бюджеты (сводные и частные)
- Определение путей эффективного вложения капитала, его рационального использования, инструмент – разработка внутрихозяйственных норм рентабельности и доходности вложений.
- Установление финансовых отношений с контрагентами – отношение с бюджетом, с кредитными учреждениями, с собственниками, инструменты – налоговые планы, определение регламента распределения прибыли, документы подтверждения кредитной истории, гарантии и поручительства.
- Увеличение прибыли за счет внутрихозяйственных резервов использования денежных средств, инструмент – платежные календари, баланс движения денежных средств (БДДС), кассовые планы.
- Контроль за финсостоянием, платежеспособностью, кредитоспособностью, состоянием денежных фондов, инструмент – нормы по финансовым пропорциями.
- Соблюдение интересов собственников, инструмент – утверждение финансовых отчетов и планов организации, разраобтка внутрихозяйственного норматива доходности (цены капитала собственника).
Основной инструмент финансового планирования – финансовый план. Может быть
- Бюджет, смета – разновидности финансовых планов.
- Кассовый план
- Платежный календарь
- БДДР – баланс доходов и расходов
- ББЛ – бюджет по балансовому листу
Процесс финансового планирования:
1. Анализ финансовой ситуации
2. Разработка финансовой стратегии
3. Составление текущих финансовых планов
4. Корректировка финансовых планов
5. Разработка оперативных финансовых планов
Процесс финансового планирования непрерывен. Он предполагает исполнение перспективных планов и разработка оперативных планов. Поэтому финансовое планирование – это отдельная функция финансов организации. Традиционно в организациях в сентябре-октябре начинается разработка перспективных финансовых планов, но фактически финансовое планирование начинается после утверждения отчетности прошлого периода (июнь-июль), т.е. налицо опережение на полгода примерно.
Элементы финансового планирования
- Нормы и нормативы (которые касаются финансовых ресурсов)
- Цели финансового планирования – исходя из ФинОрг’ии
- Правила и процедуры планирования
Интервалы финансового планирования
§ Оперативное планирование – максимальная продолжительность – квартал. Месяц – традиционно период, в течение которого ошибка предельная может не выходить за допустимые рамки. Минимально – 5 дней, т.е. рабочая неделя. Период упреждения – разработка комплексов плановых заданий, результат – реализация кассовых планов и платежных календарей. Управление в основном только деньгами.
§ Текущее планирование – максимальная продолжительность 1 год, минимальная – определяется оперативным. Разрабатываются конкретные финансовые планы, реализующие финансовую стратегию: план доходов и расходов, БДДР, Отчет о прибылях и убытках. Управляется не только денежная, но и материальная составляющая.
§ Перспективное планирование от 1 года и больше. Наиболее оптимальный максимальный период – 5 лет из-за временной стоимости денег. В рамках данного планирования разрабатывается финансовая стратегия и прогнозы финансовой деятельности. Инструменты: прогноз (основных финансовых параметров) бухгалтерского баланса, прибылей и убытков, движения денежных средств.
Наиболее достоверная информация – в рамках текущего планирования.
Проблемы финансового планирования также связаны с наличием финансовых ограничителей (внешних и внутренних), что приводит к низкой достоверности информации:
- 1-ый уровень: критерии банкротства (коэффициент текущей ликвидности, обеспеченность оборотных активов собственными источниками)
- 2-ой уровень: соотношение доходности, ликвидности и риска. Экспертное мнение финансиста-плановика оказывает непосредственное влияние.
- 3-ий уровень: предельные характеристики источников финансирования. Критериальное значение коэффициента автономии, финансовый рычаг.
- 4-ый уровень: связан с параметрами цикла движение денежных средств (денежного потока). Продолжительность операционного и финансового цикла и минимальный объем денежных средств.
В планировании максимальная величина отклонения плана – 3%. Если больше – то система финансового планирования не эффективна. Нужно определять, либо это под воздействием изменения внешней среды, либо внутренние.
Принципы планирования
- научность
- комплексность
- оптимальность
Методы планирования:
- нормативный
- расчетно-аналитический
- балансовый
- на базе маржинального анализа
- метод оптимизации плановых решений
- экономико-математическое моделирование
- сетевой метод
Для реализации функций ФП разрабатываются технологии финансового планирования.
Известны хорошо 2 технологии финансового планирования. Наличие их связано с наличием ограничения на финансовые ресурсы и ограничений на иные ресурсы.
Финансовые ресурсы состоят из доходов и поступлений. Отличие принципиальное между ними – накапливают или нет собственный капитал.
Если имеются существенные ограничения на финансовые ресурсы, то применяется технология бюджетирование, если нет, то – традиционная технология финансового планирования, это означает, что в отношения получения доходов нет ограничений, и сначала планируется производство, а затем реализация. В этом случае есть ограничения по материальным ресурсам, либо размером трудовых ресурсов.
На предприятии есть штатная единица, которая занимается финансовым планированием и составляет инструменты ФП.
В рамках технологии бюджетирования нельзя получать доходы неограниченно, в силу невозможности разместить товар на рынке.
Бюджетирование финансов организации
Термин бюджетирование применяется для различных действий,- составление бюджетов.
В рамках данного курса бюджетирование – это совокупность всех действий по предвидению финансовых ресурсов.
Технология бюджетирования состоит из 3-х составных частей:
- Собственно технология, технологическая часть
- Организация процесса бюджетирования
- Использование информационных технологий
Из-за этого большое значение имеет информационная база и все процедуры.
Собственно технология бюджетирования:
- Все виды и формы бюджетов
- Целевые показатели
- Порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет
Форма 2: Операционный и финансовый бюджет
Операционный бюджет:
- Бюджет продаж
- Производственный бюджет
- Бюджеты расходов (затрат): бюджет прямых затрат (по основным видам затрат: материалы и з/п), бюджет косвенных затрат (общепроизводственные, коммерческие расходы, управленческие расходы), бюджет производственных запасов
- Бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках)
Используются стоимостные и натуральные показатели.
Финансовый бюджет:
- Бюджет движения денежных средств
- Прогноз баланса (бюджет по балансовому листу)
- Инвестиционный бюджет
Используются только стоимостные показатели.
Обязательные бюджеты:
- Финансовый бюджет
- Операционный бюджет
Бюджеты составляются по функциональному признаку и выделены центром финансовой ответственности (ЦФО). Это означает, что управление финансами предполагает особую систему строения финансовой службы.
Затем, после создания структуры, в организации идет разработка бюджетного регламента. Затем определяются этапы бюджетного процесса. Затем разрабатывается график документооборота. Последний этап – разработка внутренних нормативов.
По функциональному признаку будут выделяться структурные единицы – объект бюджетирования. В качестве объекта может выступать бизнес-направление, структурное подразделение (без выделения бизнес-направления), ЦФО, бизнес-проекты, отдельные проекты. Наиболее часто встречается выделение ЦФО.
ЦФО – это структурные подразделения, осуществляющие хозяйственные операции, оказывающие непосредственное воздействие на доходы, либо на расходы от этих операций. Затем кроме этого, отвечающие за реализацию поставленных целей, соблюдение лимитов и достижение финансовых результатов. В зависимости от того, на что воздействует ЦФО и от реализации задач выделяются центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.
Для организации работы ЦФО используются основные методы организации финансов из принципов самофинансирования и хозяйственных расчетов.
Это фактически означает, что наличие ЦФО обязывает использовать следующие инструменты:
- трансфертные цены (внутренняя цена)
- внутреннее кредитование
- налогообложение
- общие инвестиции
- арбитраж
Бюджетный регламент – документ, в котором оговорены права и обязанности субъектов бюджетного процесса, формы и сроки предоставления документов и получатели документов.
Этапы бюджетного процесса: (традиционно 3 этапа)
- Разработка сводного бюджета
- Утверждение проекта и включение его в систему бизнес - планирования
- Анализ исполнения бюджета
График документооборота – принимается коллегиальным органом управления – бюджетным комитетом. Также БК распределяет средства между бюджетами, ликвидирует дефицит, поощряет и наказывает ответственных лиц, т.е. организует ответственность за исполнение. Традиционно БК возглавляется финансовым директором, часто создается ан базе правления.
Использование информационных технологий. Традиционной системы бух-фин учета недостаточно, на предприятии должна быть установлена управленческая система учета, который дифференцирует всю систему по операциям, по её признакам. Поэтому необходимо из-за большой величины массива информации применение средств телекоммуникаций, т.е. создание информационной технологии. Это требует сплошного управленческого учета, а он приводит к увеличению трудоемкости учетной функции, так как возникает увеличение бюрократии, и требование значительного объема финансовых ресурсов, который будет инвестироваться в информационную систему.
Налоговое планирование организации.
Важность налогового планирования определяется тем, что любой субъект уплачивает налоги. Они обязаны планировать денежные потоки, которые направляются в сторону государства. Совокупность налогов организации определяется действующей налоговой системой.
Организация выступает как:
- налогоплательщик – уплачивает налоги из своих доходов и поступлений
- налоговый агент – уплачивает налоги из чужих доходов
- работодатель – НДФЛ
Любой хозяйствующий субъект подлежит налоговой регистрации. На налоговую службу возложена функция как взимания налогов, так и регистрации в реестре. При регистрации присваивается ИНН (10 знаков)
Каждая организация несет обязанность исчисления налога и несет ответственность за правильность его исчисления.
Налоги – безвозвратные и безвозмездные платежи в пользу государства. Это отрицательные денежные потоки. Приток возникает в следствие переплаты – возврат авансовых платежей.
Причины «+» потока:
- неритмичность работы организации
- 70% - косвенные налоги, жесткая система взимания. НДС – облагается налогом весь доход, используется система вычетов (НДС по доходу может быть меньше, чем НДС к вычету). Это бывает при экспорте.
Предприятие стремится минимизировать изъятия, а государство – максимизировать.
Налоговое планирование – комплекс мероприятий по планированию величины налоговых изъятий в доход государства в оптимальном размере.
Минимизация налогов – важнейший фактор риска финансового краха предприятия.
Планирование:
- Стратегическое
- Текущее
- Опреативное
Стадии планирования:
Стадия предварительного планирования – позволяет выбрать наиболее оптимальную форму бизнеса в соответствии с действующим законодательством. Определение контрольных локаций: доходы, расходы, прибыль, рентабельность:
организационно-правовая форма (НК это не учитывает)
территориальное расположение бизнеса
выбор сил и задач – коммерческая или не коммерческая организация
структура организации – филиалы, подразделения
планирование показателя налогового бремени как , применяется из-за особенностей налогового учета. Показатель добавленной стоимости является расчетным, он не может быть использован в данной формуле, рассчитывается самостоятельно исходя из нормы доходности собственника.
Стадия текущего планирования:
в рамках финансового года – величина налоговых изъятий
финансовый план платежей в бюджет – часть финансового плана или отдельный бюджет
Используются следующие элементы:
I. Учетная политика
- Выбор режима обложения: общий/упрощенный
- Метод по оплате/по отгрузке
II. Формирование налоговой базы: