Новые формулы для расчета лимита
Новые правила кассовой дисциплины: что изменится в 2012 году
Материалы по теме
· 24 августа
Верховный суд: обособленные подразделения компаний не обязаны иметь специальные кассовые комнаты
· 27 июня
ФНС: порядок ведения кассовых операций на предпринимателей не распространяется
· 24 марта
Минфин: порядок ведения кассовых операций на предпринимателей не распространяется
9 декабря 2011
С января будущего года вступит в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.11 № 373-П). Положение обязывает соблюдать кассовую дисциплину не только организации, но и индивидуальных предпринимателей. Другие нововведения касаются лимита кассы, выдачи подотчетных сумм и оборудования кассовых помещений.
Вводная часть
До конца 2011 года документом, регламентирующим вопросы кассовой дисциплины, является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации* (далее — прежний Порядок). (О правилах, установленных прежним Порядком, см. «Соблюдаем кассовую дисциплину»).
С января 2012 года начнет действовать Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации (далее — новое Положение). При этом прежний Порядок формально не отменен. Но фактически применять его в будущем году и далее не следует.
Лимит остатка кассы не нужно утверждать в банке
В новом Положении, как и в прежнем Порядке ведения кассовых операций, предусмотрена обязанность по соблюдению лимита остатка наличных денежных средств. Но есть одно существенное новшество. Если раньше максимально допустимую величину утверждал банк, то теперь компании и предприниматели делают это самостоятельно.
Размер лимита закрепляется распорядительным документом, например, приказом руководителя. Этот документ хранится в организации или у ИП в порядке, который они сами для себя установили.
Что касается сотрудников банка, то отныне они не вправе отклонить или одобрить размер лимита. Однако за ними сохранились полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П**. Банки по-прежнему должны проверять своих клиентов не реже одного раза в два года.
Новые формулы для расчета лимита
Изменились правила расчета величины кассового лимита. Раньше бухгалтеры заполняли форму 0408020***, где выводили среднедневную и среднечасовую выручку, среднедневной расход и сообщали некоторые другие сведения. В частности, перечисляли, на какие нужды организация планирует расходовать наличные деньги. Затем указывали цифру, которую просили банк утвердить в качестве лимита.
Теперь лимит необходимо определять по одной из двух формул.
Если организация получает наличную выручку, то лимит равен выручке за некий период времени, разделенной на количество рабочих дней в этом периоде и умноженной на период времени между сдачей в банк наличных денег.
К примеру, компания работает с понедельника по пятницу, и за неделю получает 1 000 000 руб. Деньги в банк сдаются один раз в три дня, не считая суббот и воскресений. Тогда лимит будет равен 600 000 руб. (1 000 000 руб. : 5 раб. дн. х 3 раб. дн.).
Если у компании нет наличной выручки, то лимит рассчитывается исходя из объема выданных денег (за исключением зарплаты, стипендий и прочих выплат персоналу) за определенный период. Этот показатель нужно разделить на количество рабочих дней в периоде и умножить на количество рабочих дней между получением денег в банке.
К примеру, организация работает с понедельника по пятницу и тратит за неделю 2 000 000 руб. Деньги снимаются со счета в банке один раз в два дня, не считая суббот и воскресений. Тогда лимит составит 800 000 руб. (2 000 000 руб. : 5 раб. дн. х 2 раб. дн.).
В Положении не говорится, как определить период получения выручки или период выдачи денег, необходимые для расчета лимита. Это может быть неделя (как в наших примерах), месяц, квартал и так далее. Организации и предприниматели должны сделать выбор исходя из особенностей своего бизнеса.