Общая схема анализа финансового состояния предприятия
2. Оценка стоимости бизнеса
Создание системы эффективногоантикризисного управления предприятием возможно с учетом оценки его исходного (текущего) состояния, включающего:
- анализ финансового состояния предприятия;
- оценку стоимости предприятия.
Модель принятия и осуществления инвестиционных решений
Существует несколько моделей принятия решений вообще; моделирование процесса принятия инвестиционных решений не является исключением. Инвестиционный процесс возникает и протекает во внутренней среде предприятия, хотя его связь с некоторыми сторонами деятельности организации не всегда очевидна. Основные элементы типичной модели процесса принятия и осуществления инвестиционных решений показаны на схеме (рис. 31.3).
Специфика инвестиционной стратегии инвестиционного планирования на несостоятельном предприятии заключается в разработке общефирменного и локального (например, вызванного необходимостью антикризисного управления) планов (рис. 31.4).
1. Представляя собой самостоятельный блок (поле) управленческой деятельности, годовой план не должен рассматриваться автономно; планирование антикризисных мероприятий должно быть интегрировано в общую систему планирования и управления фирмой (рис. 1.7).
2. При всей своей взаимосвязанности элементы годового общефирменного плана должны создаваться в различной логике.
Рис. 1.7. Модель инвестиционного процесса по Д. Норткотт
Разработку операционного плана необходимо осуществлять «снизу -вверх», т. е. первоначальные плановые документы следует готовить в каждом из подразделений фирмы, отвечающем за реализацию определенного поля бизнеса. Затем планы подразделений необходимо консолидировать (в случае особенно сложной структуры фирмы - путем последовательной агрегации), пока не будет составлен общефирменный операционный план.
Рис. 1.8. Система стратегического, бизнес и оперативного планирования в хорошо управляемой фирме
Рис. 1.9. Взаимосвязи стратегического и текущего планирования
Тема 2. БИЗНЕС И БИЗНЕСПЛАН организации
Сущность и взаимосвязь бизнеса и бизнес-планирования
Расходы стремятся сравняться с доходами.
Второй закон Паркинсона
.
Бизнес-план- план предпринимательской деятельности предприятия; необходимый инструмент технико-экономического обоснования и организации дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками, потребителями.
«Бизнес-план» это план предпринимательской деятельности, предпринимательства в определенном и вероятнее всего в новом виде бизнеса.
Ориентируйтесь на удовлетворение имеющегося рынка и сложившихся потребностей. Ловите нюансы и преимущества вашего бизнеса.
Простая, принципиальная, модель бизнеса может быть представлена в виде двух блоков (рис. 2.1), обозначающих макросреду и микросреду.
1. Макросреда - экономические, правовые, политические, социально - культурные, физические условия деятельности.
2. Микросреда, включающая институционную систему.
Приведенная модель показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти модели составляют непосредственную среду деятельности предприятия, или так называемый «микроуровень». Задачей подготовки бизнес-плана для его реализации, как правило, является анализ:
микросреды;
основных функций бизнеса;
части финансовой деятельности, которая касается:
безубыточности;
максимизации прибыли;
работы с заемными средствами;
инфляционных процессов.
Внешние функции
1. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов бизнесмену (предпринимателю) придется несчетное число раз повторять одно и то же о своем проекте и предприятии. Хорошо оформленный лаконичный бизнес-план - лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью бизнесмен стандартизирует процесс ознакомления со своим проектом, экономит свое время, упорядочивает контакты.
2.2. ОСНОВЫ И ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ
Разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга или разработка нового проекта программного обеспечения характеризуются следующими особенностями:
главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше от действительного прогресса проекта;
основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
В свою очередь в составе инновационныхбизнес-проектов можно выделить:
Организационные проекты
реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим:
цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
срок и продолжительность задаются предварительно;
ресурсы предоставляются по мере возможности;
расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями:
главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
то же самое относится к срокам проекта;
ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные проекты реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою специфику:
цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднены;
сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Схема классификации инвестиционных проектов приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов
Тема 3. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
Нельзя иметь все. Куда вы все это положите?
Стивен Райт
Состав бизнес-плана
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспектив роста предприятия.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров и т. п.) разделы бизнес-плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом в нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. ,3.1).Таблица 3.1
Резюме.В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
Исходные данные и характеристика бизнеса.В данном разделе определяются функциональные особенности, местоположение, технические параметры, условия бизнеса (например, строительства, реконструкции), эксплуатации объекта. Рассматривается влияние на формирование проектного предложения внешних и внутренних факторов.
Оценка рыночной конъюнктуры.Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в инвестиционной сфере. Прогноз динамики спроса на аналогичные объекты (товары, услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса. Прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к данному бизнесу (например, застройке территории).
Конкуренция.Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов.
Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов. Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон.
Товар (услуга).Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса.
Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции.
Стратегия маркетинга.Включается описание целей, маркетинговой ситуации программы осуществления стратегии, отражающей состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации; отражение влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.); формирование ценовой политики; описание путей адаптации мероприятий и средств их реализации применительно к меняющейся маркетинговой ситуации.
Организационно - финансовый механизм.Содержит описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы; организация проектирования и строительства объектов с подразделением их по форме собственности и источникам финансирования.
Определение затрат.Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования с выделением бюджетных и внебюджетных средств.
План производства.Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.
Организация работ и финансирование.Блоки и этапы программ; организация работы; установление форм собственности; виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов.
Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.
Рынок сбыта.Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура.
Оценка положительных дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры.
Определение доходов.В разделе приводится расчет объемов производства, себестоимости продукции (работ, услуг), определяются условия ценообразования, налогообложения, получения валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции по единовременным поступлениям в бюджет и внебюджетный фонд (например, плата за право аренды земли и объектов муниципальной недвижимости, продажа существующих и новых объектов и т. д.).
Формирование потока чистых средств.Приводится расчет потоков чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе строительства и эксплуатации объектов, расположенных на данной территории, с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страхованию и др.
Финансовый план.Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности.
Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.
Оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективностиинвестиций.Приводится расчет показателей эффективности и их интерпретации: срок окупаемости (Ток) вариантов проектного предложения; чистая текущая стоимость ЧТС) проекта, индекс доходности (ИД) инвестиций; внутренняя норма рентабельности (ВНР) проекта; точка безубыточности проекта (ТБ) и других показателей, характеризующих экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Страхование коммерческого риска и юридическая защита.Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величины страховых выплат.
Составление бизнес-плана для предприятий промышленности, строительства, транспорта, торговли имеет свою специфику, но его структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей оборудования, выпуска продукции и т. п.
Необходимыми разделами бизнес-плана являются:
организационный (организационная схема предприятия);
юридический (правовой статус организации).
Важно также тщательно просчитать риски и определить меры профилактики и страхования.
В более развернутом виде структуру (разделы и подразделы) бизнес-плана можно представить в следующем виде.
Структура бизнес-плана
Разделы и подразделы бизнес-плана
1.Введение:
а) наименование компании, адрес и телефон владельца;
б) с кем связываться: имя и телефон владельца;
в) о компании:сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;
г) предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение: привилегированные и обычные акции, облигации и т. д.;
д) намерения бизнеса: сроки, цель займа, закладная;
е) сводка целей использования займа.
2. Резюме:
суть бизнес-плана: предпочтительный размер – одна - четыре страницы; содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть.
3.Содержание:
название разделов и нумерация страниц для облегчения поиска.
4. Описание отрасли:
а) перспективы и возможный рост отрасли: тенденции развития отрасли прошлые, настоящие, будущие; новые направления развития; указание ваших источников информации;
б) рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и рыночных тенденций;
в) компании конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность, тенденции развития;
г) региональные, национальные и экономические тенденции: изменение тенденций в спросе населения, соответствующие экономические показатели.
5.Описание делового риска:
а) суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный, национальный, международный);
б) цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса; средний доход, желаемое и возможное изменение его величины
в) преимущества вашей бизнес - концепции по сравнению с конкурентами: ваша ниша на рынке, уникальность, оценка рыночного сегмента;
г) территориальное расположение бизнеса: местонахождение (удобное ли для клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса: дома или отдельно;
д) материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании; возможности предоставления временных или постоянных рабочих мест;
е) краткое резюме: круг вовлеченных в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).
6. Цели бизнеса:
а) в первый год: особые цели, например увеличение объема продаж, изменение уровня; прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и т. д.;
б) в последующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса.
7. Маркетинговый план:
а) стратегия продаж:форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная, повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж;ориентация на клиентов;
б) подход к продажам: методы и техника продаж;
в) ценообразование:расходы, разница между собственностью и отпускной ценой, прибыль;
г) продвижение: реклама, промоушн, паблик релейшнз; техника обретения известности, доверия, связей;
д) политика обслуживания: политика, которую примет ваш бизнес в отношении выдачи и сбора кредитов вашего бизнеса, ценообразования, типов клиентов;
е) гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в зависимости от характера вашего бизнеса и договора с клиентом;
ж) метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они о вас слышали.
8. Прогноз объема продаж:
а) ссылки: один человек никогда не может знать все, поэтому укажите всех, кто помогал вам с прогнозами;
б) помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж в долларах;
в) годовой прогноз на ближайшие два или четыре года: объем продаж в рублях (или долларах).
9. План производства:
а) краткое описание производственного процесса; не углубляйтесь в терминологию;
б) потребности производства: строения, склады, возможности для расширения, месторасположение;
в) оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, его возможности;
г) комплектующие материалы: наличие доступа к готовым, качество, их источники;
д) необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость, метод контроля;
е) поставки: величина скидок, разнообразие выбора;
ж) требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемые знания;
з) стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость;
и) оценка капитала: требуется ли начальный капитал и постоянное его пополнение.
10. Осуществление операционной деятельности:
а) планы покупок; размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена;
б) система инвентаризации: сезонные изменения, масштабы, способ контроля;
в) необходимые площади: размер офиса, склада, других помещений; необходимо ли улучшение, потребность и возможность расширения;
г) потребность в кадрах и оборудовании: отбор персонала; офисное, производственное и другое оборудование;
д) стратегия осуществления операции.
11. Структура компании:
а) частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество, другое;
б) распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров);
в) договоры и соглашения: список заключенных договоров и контрактов; контракты, связанные с управлением, соглашения с акционерами и партнерами, контракты на обслуживание, аренду;
г) директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании;
д) основа группы управления: краткое резюме о владельцах и ключевых служащих;
е) поддержка профессионалами: нанятые по договору профессионалы по специальным вопросам: юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент;
ж) организация работы: порядок отчетности;
з) обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы кто за что отвечает.
12. Программа развития и исследования:
улучшение продукта или услуги: определите процесс улучшения, стоимости и риск.
13. Оценка риска:
а) реакция конкурентов: постараются ли конкуренты воздействовать на вас? В какой, по вашему мнению, форме проявится реакция конкурентов;
б) список возможных критических внешних факторов: определите эффект воздействия забастовок, падения производства и продаж, новых технологий, изменения погодных условий, появления новых конкурентов, перебоев поставок, изменений в спросе, потерь от недозагрузки и перегрузки мощностей, неблагоприятных тенденций в экономике;
в) список вероятных критических внутренних факторов: не получен ожидаемый доход, клиент подал в суд, разнообразные трудности, спрос на услуги растет очень быстро, ушел ключевой служащий, заболел или умер партнер;
г) оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском.
14. Общий обзор предстоящей деятельности:
внешние отношения и согласование действий с основными событиями, важными для начала и развития бизнеса.
15. План действий:
а) действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзор специальных действий;
б) укажите даты принятия основных решений, создайте план- график продаж.
16. Финансовый прогноз:
Если бизнес уже какое-то время функционирует, необходимо предоставить баланс и декларации о доходах, предпочтительнее за последние три или четыре года:
а) баланс это показатель состояния бизнеса. Он показывает, что есть и что должно быть на определенную дату. Баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника. Вычитая долги из имущества, вы определите общую стоимость вашей фирмы; баланс показывает, насколько за минувшее время вырос ваш оборотный капитал. Инвесторы или кредиторы обычно проверяют баланс, чтобы выяснить, обладает ли компания необходимым для ответа по обязательствам имуществом;
б) прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков); доходы и расходы можно описать как проектирование ситуации, которую вы ожидаете видеть в своем бизнесе в конце прогнозируемого периода; указание дохода самое сложное, так как эта величина зависит от многих факторов, причем не только внутрифирменных, но и внешних (колебание спроса, давление конкуренции и т. д.);
в) прогноз денежного потока: денежный поток показывает, сколько денег находится в бизнесе и вне бизнеса;
г) выкладки по деньгам, продажи: ожидаемое количество продаж в месяц; приход: исходя из объема продаж можно сказать, сколько денег получено;
д) анализ рентабельности основа для каждого бизнеса. Знать, при каких объемах продаж ваш бизнес будет рентабелен, важнее, чем анализировать то, что получит ваша фирма, если выйдет на запланированные объемы продаж.
17. Финансирование и превращение в капитал:
а) условия займа: сумма, сроки, дата выдачи;
б) цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будут финансироваться;
в) доля собственника: ваша доля в бизнесе:
г) цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом.
18. Оперирование займом:
а) на новые цели или на продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение;
б) максимальное количество необходимых денег: количество, сроки.
19. Существующее финансирование (если имеется):
а) невыполненные условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение и статус;
б) текущее использование кредита: количество и обеспечение.
20. Ссылки:
а) название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов;
б) юрист:имя, адрес и телефон;
в) бухгалтер: имя, адрес и телефон.
21.Приложения:
а) персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги, банковские счета, закладные, другие обязательства;
б) намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами;
в) описание личных и бизнес - страховок;
г) поступления: на период 30, 60 и 90 дней;
д) обязательства: включает расписание выплат и общее количество долгов;
е) официальные соглашения: включает копии договоров;
ж) оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования;
з) указание компаний, оказывающих финансовую поддержку (в некоторых ситуациях эта информация может потребоваться кредитору);
и) ссылки;
к) прогноз продаж и сегментирование рынка;
л) список инвесторов;
м) информация о статусе кредита;
н) дополнительные заметки о вас и вашем бизнесе.
Следует заметить: не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Так, например, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новой фирмы) состоит их трех частей:
♦ описание индекса (разделы маркетинга и производства);
♦ финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций, товаро - материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности);
♦ сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные документы, копии контракта, лицензии и т. п.).
На рис. 3.1 приведены укрупненные схемы бизнес-планов в общем виде.
Рис. 3.1 Укрупненная структура (блок-схема) бизнес-плана предприятия
Трудно сказать, какой из блоков бизнес-плана является главным. Без любого из них бизнес-план не будет полным и, более того, выводы могут оказаться недостоверными.
Тема 4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА
4.1. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕСПЛАНА
Первоочередное - в первую очередь,
второочередное - никогда.
Ширли Конран
Структура бизнес-плана, имея свою специфику, существенно не различается для различных видов бизнес-проектов, за исключением некоторых дополнений. Например, бизнес-план инвестиционно - строительной деятельности, реконструкции транспортных средств и развития торговой сети учитывает особенности: производства товаров (услуг), рынка сбыта, денежного потока и др., но сами разделы: «производство товаров (услуг)», «рынок сбыта», «финансовый анализ» и др. присутствуют в каждом бизнес-плане. Одна из принципиальных схем организации процесса составления бизнес-плана, обобщенная американскими специалистами (Siropolis N. C. Small Business Management. Houghton Mifflin Company, Boston, 1990), может быть представлена в виде рис. 4.1.
Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана от возникновения экономического замысла до его реализации получения и распределения прибыли и основные участники показаны на рис. 4.2.
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей предприятия. С целью объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.
Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
♦ анализ и оценка текущего состояния предприятия;
♦ анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятий на рынке);
♦ анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, фактора макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
♦ определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
♦ разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.
Рис. 4.1. Обобщенная схема составления бизнес-плана (вариант)
Рис. 4.2. Процесс бизнес-планирования фирмы:
1 - принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор продукции или услуги, производство (оказание) которых будет составлять цель проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта; 6 - выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7, 8, 9 - разработка плана производства; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - написание резюме к бизнес-плану
При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.