Налоговая политика государства, ее характеристика
Налоговая политикапредставляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.
Она выполняет фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую, контрольную функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие. Распределительная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики. Регулирующая функция связана с воздействием налоговых платежей на экономические процессы. Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Новые подходы к осуществлению финансовой политики стали формироваться с начала 1992 г. В этот период налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику, по данным фактических поступлений за 1992 г., составил около 44 % валового внутреннего продукта. При этом 32 % налоговых поступлений к ВВП были централизованы в бюджете, а 12% приходилось на долю внебюджетных фондов. Приведенные данные сравнимы с аналогичными показателями стран с развитой рыночной экономикой в периоды высокой экономической конъюнктуры и оживления деловой активности. Основы налогового права закреплялись в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который в общем плане устанавливал круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот, регламентировал работу и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц. Таким образом, главная задача первой налоговой реформы – формирование бюджетно-налоговой системы, аналогичной системам развитых стран с рыночной экономикой, – была достигнута, однако структура налоговых поступлений отличалась от развитых стран из-за высокого уровня отчислений во внебюджетные фонды и преобладания косвенных налогов. В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997-1998 гг., в основу которой были положены классические принципы построения налоговых систем. Было признано, что основу местных сборов должны составлять главным образом имущественные налоги, поскольку именно местные власти смогут обеспечить как эффективный контроль за накопленным имуществом, так и полноту учета и сбора этих налогов. При этом бюджеты всех уровней должны обеспечиваться собственными закрепленными источниками доходов при одновременном сохранении регулирующей функции республиканских налогов. Началась работа над подготовкой проекта Налогового кодекса Республики Беларусь. В течение 1997-2001 гг. были осуществлены крупные преобразования, в результате которых к началу 2001 г. сформировались новый состав и структура налоговой системы, уменьшилось количество налоговых платежей, сокращены налоговые ставки по отдельным видам налогов. Работа по упрощению налоговой системы проводилась комплексно и включала в себя следующие мероприятия по 4 направлениям.
1. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины. С 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах. В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов.
2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 4,12 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности. Было обеспечено дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога.
3. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, ставшая единым налоговым законом, который объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы.
4. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
В 2010 году в области налоговой политики также были реализованы мероприятия, направленные на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь. В частности, принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», который предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
· местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);
· местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
· трех платежей в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.
В отношении основных налогов был упрощен порядок их исчисления и уплаты.
В результате принятых изменений налогового законодательства количество платежей налогов в год сократится с 56 до 36, время, затрачиваемое на их уплату – с 700 до 600 часов в год, а общая ставка налоговых изъятий – с 62,7 до 60,8 % (по методике Всемирного банка). С 2011 года обычный плательщик будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги), причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП.
В перспективе налоговая политика будет направлена на:
· снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5-8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011-2020 гг. – на 2-4 процентных пункта;
· повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства – налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
· упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
· обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.