Тема 4. бюджетно-налоговая система государства. бюджетно-налоговая политика

Налоги: принципы, виды и функции. Элементы налоговой системы. Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги. Государственный бюджет как основной компонент финансовой системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный профицит и дефицит, способы финансирования бюджетного дефицита. Мультипликативный эффект государственных расходов и налогов. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, направления, виды.

Основные термины

Налоги– это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующих уровней. Элементами налога являются:

1) объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, земля, товары и т.д.);

2) субъект налога - это плательщик налога, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога – это доход, за счет которого выплачивается налог;

4) единица налогообложения – это единица измерения объекта налога;

5) ставка налога - величина налога на единицу обложения;

6) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога, но строго в соответствии с законом;

7) налогополучатель – уровень бюджетной системы, куда поступает налог.

Пропорциональный налог – средняя ставка налога не изменяется при изменении размера объекта налога (например, дохода).

Прогрессивный налог – средняя ставка налога повышается по мере роста объекта налога (дохода). При этом плательщик выплачивает не только большую сумму дохода, но и большую его долю.

Регрессивный налог – средняя ставка налога понижается по мере роста объекта налога (дохода). При этом сумма налога может как увеличиваться, так и уменьшаться, но доля налога в сумме дохода уменьшается.

Прямые налоги – непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, доходом, увеличением стоимости имущества и т.п. Взимаются непосредственно с субъекта налога, и плательщик сам несет бремя налога, не перекладывая его на других лиц.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги, которые обычно включаются в цену товара и в конечном итоге уплачиваются потребителем в момент покупки товара, а продавец, по существу, становится сборщиком таких налогов.

Государственный бюджет – годовой финансовый план образования и использования денежного фонда государства, составленный в форме баланса и имеющий силу закона, или это план доходов и расходов государства.

Дефицит бюджета – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы. Способами покрытия дефицита являются внутренние или внешние государственные займы (образуется внутренний или внешний долг государства) и эмиссия денег. Правительство может также сократить дефицит бюджета путем увеличения налогов или сокращения расходов бюджета.

Профицит бюджета – состояние бюджета, при котором доходы превышают расходы. Образующиеся дополнительные доходы правительство может направить на увеличение расходной части бюджета или на сбережения для определенных целей (создание резервного фонда, накопление средств на крупные инвестиционные цели и т.п.).

Сбалансированный бюджет – состояние бюджета, при котором доходы равны расходам. В экономической теории различают несколько подходов к проблеме балансирования бюджета. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов, когда целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, т.е. бюджет длительное время может быть несбалансированным.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению налогообложения, государственных расходов и состояния государственного бюджета для обеспечения экономического роста. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Согласно общим рекомендациям необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования экономики в периоды спада и высокой безработицы, и, соответственно, сокращать государственные расходы и повышать налоги в период подъема и «перегрева» экономики, когда ускоряется инфляция.

Дискреционная фискальная политика – сознательное изменение правительством налогов и государственных расходов с целью воздействовать на объем производства, занятость и инфляцию. В период спада проводится стимулирующая дискреционная политика (увеличение государственных расходов, снижение налогов или их сочетание). Она приводит к дефициту бюджета, но способствует предотвращению падения производства. В условиях инфляции проводится сдерживающая дискреционная политика (уменьшение государственных расходов, увеличение налогов или их сочетание). Такая политика ориентируется на профицит бюджета и способствует замедлению инфляции, вызванной избыточным спросом, но может замедлить экономический рост.

Автоматическая фискальная политика – основана на действии автоматических (встроенных) стабилизаторов в экономике. Под автоматическим, или встроенным стабилизаторомпонимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения и позволяет уменьшить циклические колебания без необходимости принятия дополнительных мер со стороны правительства. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: 1) прогрессивная система налогообложения. В периоды спада доходы уменьшаются и, следовательно, облагаются налогом по более низкой ставке. Таким образом, в течение спада население и бизнес сталкиваются со снижением налогов. В период экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, так как с ростом доходов налог уплачивается по более высокой ставке. 2) система государственных трансфертов (пособия по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения). Во время спада государственные расходы автоматически возрастают, поскольку увеличивается число тех, кто на законных основаниях может претендовать на получение пособий и других социальных выплат. Это препятствует резкому сокращению совокупного спроса, поддерживая покупательную способность населения. В период подъема, когда ситуация в экономике улучшается, уровень безработицы снижается и государственные расходы на эти программы автоматически падают, что сдерживает совокупный спрос.

Тесты

1. Какой налог из перечисленных является косвенным:

а) подоходный налог;

б) налог на прибыль предприятий;

в) акцизы;

г) налог на имущество.

2. При пропорциональном налоге с ростом дохода ставка налога:

а) возрастает;

б) снижается;

в) неизменна;

г) может как снижаться, так и возрастать.

3. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован:

а) сокращением государственных закупок товаров и услуг;

б) повышением налоговых ставок;

в) уменьшением трансфертных выплат;

г) внутренними займами;

д) все ответы верны.

4. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

а) политикой распределения доходов;

б) монетарной политикой;

в) деловым циклом;

г) фискальной политикой;

д) политикой, основанной на количественной теории денег.

5. Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности, предполагает:

а) уменьшение налоговых ставок и сокращение государственных расходов;

б) уменьшение налоговых ставок и увеличение государственных расходов;

в) увеличение налоговых ставок и сокращение государственных расходов;

г) увеличение налоговых ставок и увеличение государственных расходов;

д) стабильность налоговых ставок и государственных расходов.

Типовые задачи

№1.

Если с ростом дохода сумма уплаченного налога меняется так, как это представлено в таблице, то это налог: а) пропорциональный; б) регрессивный; в) прогрессивный.

Доход, руб. Сумма налога, руб.

Решение:

Ставка налога рассчитывается по формуле:

тема 4. бюджетно-налоговая система государства. бюджетно-налоговая политика - student2.ru ,

где t – налоговая ставка, %

Т – сумма налога, руб.

I – доход, руб.

Решение представим в таблице:

Доход, руб. Сумма налога, руб. Расчет Ставка налога, %
8 / 100 * 100% 16 / 400 * 100% 20 / 250 * 100% 32 / 400 * 100%

Ответ: так как ставка налога не изменяется по мере роста дохода, то это пропорциональный налог.

№2.

Если действует следующая шкала налогообложения: до 20000 долл. – 15%, от 20001 до 50000 долл. – 20%, свыше 50000 долл. – 30%, то какую сумму должен заплатить плательщик налога (при отсутствии налоговых льгот и вычетов) с дохода 65 тыс. долл.?

Решение:

Для расчета нужно использовать сложную прогрессию, когда доход делится на части, каждая из которых облагается по своей ставке, таким образом, повышение ставки действует только для части суммы дохода, превышающей определенный предел. Тогда расчет суммы налога будет выглядеть следующим образом:


Шкала налога Облагаемая сумма Ставка Сумма налога
0 – 20000 15%
20001 – 50000 20%
свыше 50000 30%
Всего: -

Ответ:

Плательщик должен заплатить 13500 долл.

Наши рекомендации