Вопрос 24 Направления совершенствования контроля в современных условиях.

В условиях рыночных отношений, правового государства нужен именно финансово-экономический контроль. Органы вневедомственного и ведомственного контроля должны подняться на качественно новую ступень, сосредоточившись на эффективности использования средств субъектов хозяйствования, направляемых на осуществление производственных и социально-экономических программ. Эффективность в данном контексте не сводится к экономической выгодности (прибыльности) тех или иных финансовых операций, так что суть контроля эффективности — в оценке управленческих решений и действий по целому комплексу показателей (экономических, социальных, правовых, экологических и др.). В некоторых государствах с развитой рыночной экономикой используется до 50 таких показателей.

Контроль эффективности — это выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности, что требует от контролеров выработки суждений и оценок о целесообразности производимых расходов, действенности тех или иных законодательных актов. И если какие-либо законы или другие нормативные акты не отвечают требованиям реальной обстановки, то органы контроля должны выступить с инициативой об их отмене, изменении или принятии новых правовых норм.

Как тип контрольной деятельности контроль эффективности зародился в 1960-е гг. в Швеции. Сегодня он получил распространение во всем мире.

Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на четыре ступени (рисунок 3).

Счетная правильность
Законность (соблюдение законов, правил, инструкций)
Экономическая выгодность (прибыльность)
Контроль эффективности
I
II  
III II   I I  
IV

Рисунок 3 ‑ Содержание контрольного процесса

Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь ведомственными и вневедомственными службами, в настоящее время достиг лишь второй ступени этой контрольной лестницы, т.е. находится в ее начале. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности хозяйственных процессов и финансовых операций, совершаемых субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке.

Наряду с этим национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи республики с ближним и дальним зарубежьем год от года становятся шире и многообразнее, все теснее переплетаются. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться и на новые инструменты контроля, которыми пользуются контролеры экономически развитых стран: программную оценку, ориентацию на конечные результаты, принцип «сан сет» и др.

Суть программной оценки состоит в том, что в ведомственную систему управления встраивается механизм, позволяющий на регулярной основе осуществлять мониторинг хода реализации программы, своевременно выявлять «узкие места» и реагировать на них, контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ, сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми, соизмерять их с затраченными ресурсами, определяя тем самым фактическую эффективность программы.

Ориентация на конечные результаты означает, что при осуществлении контроля необходимо не только сосредоточивать внимание на традиционных характеристиках выполнения программ «ресурсного типа» (например, число учеников в школах, количество или частота использования койко-мест в больницах и др.), но и дополнять их «конечными» показателями, в максимальной степени отражающими реальную отдачу программы, ее всестороннее воздействие на общество.

Принцип «сан сет» предусматривает законодательное ограничение сроков функционирования большинства министерств и ведомств 4—10 годами и автоматическое прекращение финансирования их деятельности, если до истечения этого срока не будет принят специальный закон, продлевающий их полномочия. При этом проводится тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых им программ.

Среди направлений совершенствования внутрихозяйственного контроля выделим ключевые:

• использование способов самоконтроля и учета психологического фактора одновременно с общими методами контроля;

• применение технических средств и технологий контроля;

• внедрение концепции риск-ориентированного контроля и др.

Вопрос 26. Понятие и сущность аудиторской деятельности ,Классификация аудита

Аудит – это предпринимательская деятельность, заключающаяся в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией. Результатом аудита при этом является выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между нею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» №56-З, аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг. Кроме того, в Законе №56-З дано определение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности как аудиторской услуги по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с МСФО и их Разъяснениями или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.

В экономической литературе существуют различные подходы к классификации аудита.

В зависимости от назначения выделяют внешний и внутренний аудит. Внешний аудит – это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам оказания аудиторских услуг. Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними пользователями информации. Внутренний аудит – это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования.

По степени необходимости проверок аудит подразделяют на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности – аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательность которого установлена Законом №56-З. Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной отчетности следующих субъектов: акционерные общества, банки, биржи, страховые организации и другие, а также организации, объем выручки которых за предыдущий отчетный год превышает 5 млн. евро. Обязательный аудит должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Уклонение от обязательного аудита и (или) неустранение выявленных аудитором нарушений законодательства в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ в соответствии с
КоАП РБ.

Кроме того, различают инициативный аудит, который проводится по решению собственника или органа, им уполномоченного.

Вопрос 27.Цель, задачи и принципы аудита

Согласно Национальному правилу аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита» от 26.10.2006 г №114 (с изм. и доп. от 10.12.2013 №78) целью аудита является повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, что предоставляет аудиторской организации основания для выражения мнения о том, составлена ли бухгалтерская (финансовая) отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применимой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности; составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям национальных правил аудиторской деятельности.

Задачами аудита являются:

- устранение нарушений финансово-хозяйственной деятельности;

- консультирование по улучшению результатов хозяйствования.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с принципами, представленными в таблице 3.

Таблица 3 – Основные принципы аудиторской деятельности

Наименование принципа Содержание принципа
Принцип независимости Отсутствие у аудиторской организации, аудитора ‑ индивидуального предпринимателя, аудитора финансовой, имущественной или иной заинтересованности в деятельности аудируемого лица, а также какой-либо зависимости от третьих лиц, которая может повлиять на объективность аудиторского мнения
Принцип конфеденциальности Нераспространение аудиторской организацией, аудитора ‑ индивидуальным предпринимателем, аудитором информации о деятельности аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, непредставление третьим лицам такой информации и получаемых или составляемых в ходе оказания аудиторских услуг документов, а также неразглашение содержащихся в этих документах сведений без согласия аудируемого лица, заказчика аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных актами или договором оказания аудиторских услуг
Принцип профессиональной компетенции Аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечивать качественное оказание аудиторских услуг
Принцип профессионального поведения Соблюдение аудитором приоритета общественных интересов, общих норм морали, проявления непредвзятости и беспрестанности при рассмотрении профессиональных вопросов, формировании выводов и мнений, а также несовершение действий, дискредитирующих аудитора

Наши рекомендации