Основные направления совершенствования механизма управления гос собсбвенностью в современных условиях

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации устанавливает следующие цели по совершенствованию системы управления государственной собственностью:

- оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот;

- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности организаций государственного сектора экономики, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.

34)планирование и прогнозирование в экономике РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления

Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.

Прогноз социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени.

Главные задачи прогнозирования:

1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций;

2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;

4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения.

Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы:

- сохранение и преумножение численности ее народа и этносов;

- сохранение территории страны и среды жизнедеятельности;

- сохранение и развитие уклада и образа жизни народа.

Существует два подхода к прогнозированию:

Генетический подход – отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее.

Нормативный подход – основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным.

Нормативная база планирования:

1.Концепция долгосрочного СЭР РФ до 2020г.

2.Правительство РФ на заседании 21.08.2008г. одобрило прогноз социально-экономического развития РФ до 2009-2011гг.

3.ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 23.06.1995г.

Планирование – это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов.

Планирование – одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений.

• Сферы планирования:

• общегосударственное планирование;

• частное государственное партнерство;

• планирование на предприятиях.

Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды:

бюджетное планирование;

стратегическое планирование;

государственное социально-экономическое программирование;

целевые комплексные программы;

планирование развития государственного сектора экономики;

государственные заказы.

Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности.

Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов.

Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования.

Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия.

Различают следующие виды планирования:

1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий.

2. Индикативное планирование – это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

Оно реализуется через рекомендации, законодательные положения, финансовое и другое стимулирование. В условиях рыночной экономики такой план предусматривает государственные заказы фирмам.

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

Этапы планирования:

• Формулировка целей.

• Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

• Составление перечня необходимых действий.

• Составление программы работ (плана мероприятий).

• Анализ ресурсов.

• Анализ разработанного варианта плана.

• Подготовка детального плана действий.

• Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Методы планирования:

-балансовый;

- нормативный;

- программно-целевой.

Проблемы и основные направления совершенствования планирования в РФ

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально - экономической политики государства.

НПА: Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации". Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптимальности и определенности.

Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:

- не охватывает отрасли реального сектора экономики;

- не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов;

- не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и достоверность прогнозных расчетов.

Для повышения достоверности показателей прогноза необходимо:

а) повышать качество и полноту предпрогнозного анализа экономической ситуации в регионе;

б) повышать корректность использования информационной базы прогноза (шире использовать логическое моделирование, экспертные оценки);

в) применять для оценки межрегиональных связей маркетинговый территориальный анализ;

г) по истечении периода прогнозирования оценить достоверность прогнозных оценок параметров и выявить причины их отклонения, что поможет учесть эти просчеты в перспективе.

Особенности прогнозирования и планирования в странах ЕС и Европы

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е годы впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты—выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х годов страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х годов начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей. Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. В США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники [25, c.27].

Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель "затраты —выпуск".

В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штаты; местные органы власти.

Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в трех организациях: Совете экономических консультантов, Совете управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджетном управлении (АБУ).

Прогнозирование в США сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности [25, c.28].

Для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.»[3]

ЯПОНИЯ: В послевоенные годы в результате быстрых темпов экономического роста превратилась во вторую по экономической мощи державу мира. Планирование в Японии носит индикативный характер.

Разработчики первого общегосударственного плана («Пятилетний план экономического самообеспечения») с 1956 по 1960 года исходили из того, что основу экономики составляют частные предприятия.

Процесс разработки планов носит длительный характер, в нем так или иначе все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и в частности Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, привлекаются многие научно-исследовательские организации, значительный круг наиболее опытных специалистов и экспертов. Но главную и координирующую и исполнительную роль играет управление экономического планирования и Экономический Совет.

37).АПК РФ:структура,современное состояние.

Агропромышленный комплекс (АПК)—важнейшая часть экономики страны, которая обеспечивает удовлетворение потреб­ностей в продуктах питания, направлена на сохранение и поддер­жание жизнедеятельности и воспроизводство населения страны, на использование и восстановление плодородия почвы и агроланд­шафта, содействует занятости значительной части населения.

В составе АПК принято выделять три основных сферы:

1) первая — отрасли промышленности, поставляющие сель­скому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяй­ства;

2) вторая — собственно сельское хозяйство;

3) третья — отрасли, обеспечивающие доведение сельскохо­зяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

В отдельную сферу выделяются: производственная и соци­альная инфраструктура, обеспечивающие общие условия произ­водства продукции и жизнедеятельности людей — дорожно-транс­портное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли немате­риального производства и т. п.

Первая сфера агропромышленного комплекса включает сле­дующие отрасли промышленного производства:

¾ тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

¾ машиностроение для животноводства;

¾ машиностроение для кормопроизводства;

¾ машиностроение для легкой промышленности;

¾ машиностроение для пищевой промышленности;

¾ производство минеральных удобрений;

¾ микробиологическая промышленность;

¾ производство химических удобрений и других средств хи­мизации, а также средств защиты растений;

¾ сельское строительство;

¾ сельскохозяйственная авиация;

¾ ремонт и техническое обслуживание основных средств сель­скохозяйственного назначения и т. п.

Вторая сфера АПК состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство, каждая из которых подразделяется на ряд под­отраслей:

¾ в частности, в отрасли растениеводства выделяются сле­дующие подотрасли: зерноводство, овощеводство, свекловодство, картофелеводство, льноводство, виноградарство, производство бахчевых культур и т. п.

В животноводстве выделяются следующие подотрасли: про­изводство крупного рогатого скота, овцеводство, птицеводство, свиноводство и т. п.

Всего, во второй сфере АПК выделяется до 80 подотраслей.

В третью сферу агропромышленного комплекса входят пред­приятия и организации, занятые хранением, переработкой, транс­портировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. В эту сферу входят отрасли: молочная, мясная, пищевкусовая, тек­стильная, обувная, транспортное обслуживание, торговое обслу­живание.

Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении об­щественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйствен­ном сырье.

Выделяют следующие функции АПК: экономическую, соци­альную, экологическую.

Экономическая функция включает производство сельскохо­зяйственной продукции для удовлетворения потребностей населе­ния и обеспечения продовольственной безопасности страны, ис­пользование производственных ресурсов из других отраслей и уча­стие в развитии межотраслевых связей, функционирование аграр­ных рынков, привлечение и использование инвестиций и пр.

Социальная функция связана с обеспечением населения страны качественным продовольствием, что способствует укреп­лению здоровья и увеличению продолжительности жизни, с улуч­шением условий жизни сельского населения, созданием социаль­ной инфраструктуры, с образованием, культурой, трудовой занято­стью и досугом жителей села.

Экологическая функция определяется использованием в аг­рарном производстве земельных угодий и их почвенного плодоро­дия, водных ресурсов, объектов растительного и животного мира. Сельское хозяйство зависит не только от качества природных ре­сурсов, их местоположения, но и от природно-климатических ус­ловий. Это порождает колебания урожайности, объемов производ­ства и реализации продукции. Само сельское хозяйство нередко наносит ущерб природной среде вследствие избыточной химиза­ции, загрязнения водных ресурсов, снижения почвенного плодоро­дия. Поэтому обеспечение оптимального экологического равнове­сия на сельских территориях, сохранение и развитие агроланд­шафта — задача аграрного производства и всего АПК.

Особенности функционирования АПК:

¾ не может в полной мере действовать рыночный механизм (неэластичный спрос);

¾ сезонность сельскохозяйственного производства;

¾ большое влияние природно-климатических условий;

¾ многообразие форм собственности;

¾ формирование фондов воспроизводства за счет собствен­ной продукции (семена, корма, скот и др.);

¾ основным средством производства является земля.

39) Соц политика:сущность, модели, органы регулирования.

Социальная политика—это взаимоотношения классов, со­циальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессио­нальных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т. п.) [4].

Социальная политикапредставляет собой определенным об­разом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципи­альных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данной стране.

Социальная политика—это взаимодействие людей с их ин­тересами и представлениями о справедливости. (Консервативная модель).

Изначально социальная политика сформировалась в рамках капиталистической системы для поддержки членов общества, не­способных самостоятельно обеспечить себе источники приемле­мого существования и по существу приравнивалась к обществен­ному вспомоществованию.

В мире существует несколько моделей социальной политики:

1. Патерналистская модель предполагает всестороннюю ответ­ственность государства за социальную сферу (была принята в СССР и других соц. Странах). Недостатки: невозможность обеспе­чить всем высокий уровень жизни и зависимость индивида от го­сударства; иждивенчество и отсутствие инициативы.

2. Модель социального государства (Ст.7 Конституции РФ) — высокая степень социальной защиты, в нем социальные про­блемы выходят на первый план. П.1СТ 7 Конституции гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека».

3. Политика субсидиарного государства — перераспределе­ние социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населе­ния при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Происходит замена бюджетных субсидий всем на адресную социальную помощь.

4. Консервативная модель — «распределение по достоинст­вам» и справедливая межгрупповая дифференциация.

Можно выделить несколько направлений социальной поли­тики:

¾ создание условий для эффективной системы занятости на­селения, формирование доходов населения и регулирование про­цессов их дифференциации посредством соответствующей сис­темы налогообложения и выплаты трансфертных платежей;

¾ установление социальных нормативов и стандартов (про­жи­точного минимума);

¾ защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т. е. увеличения начисленных до­ходов в зависимости от роста цен (используется показатель индекс стоимости жизни);

¾ стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий;

¾ защита интересов потребителей;

¾ социальная поддержка безработных и малоимущих;

¾ прием и обслуживание беженцев и вынужденных ми­грантов[5].

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Пенсионный фонд Российской Федерации

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим работу по следующим направлениям: Социальное развитие, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудовые отношения.

Службы, Агентство, Фонды: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Социальные проблемы в РФ

Демографический кризис. Он характеризуется ухудшением всех демографических процессов: рождаемости, смертности, брач­ности, разводимости, состояния здоровья всех социально-демогра­фических групп населения, сокращением продолжительности жиз­ни и старением населения. С 1993 года численность населения РФ сократилась со 148,5 млн. человек до 142,9 миллиона человек на 1 ап­реля 2011 года. Превышение числа умерших над числом родив­шихся в среднем по стране в 2010 г. составило 1,2 раза, а в 25 субъ­ектах оно составило 1,5—2,1 раза[6]. Невысок и средний уро­вень продолжительности жизни в РФ. Мужчины в среднем по ито­гам 2010 года живут 63 года, а женщины — 74,8 года[7].

Усиливается поляризация жизненного уровня населения (разрыв в доходах между 10% наиболее богатой части населения к 10% наиболее бедной составляет более 16:1). Существует также раз­рыв в уровне доходов различных регионов России. В разы от­лича­ются средняя заработная плата, покупательная способность денеж­ных доходов, уровень безработицы жителей разных ре­гионов.

Происходит дальнейшее сокращение расходов на здраво­охранение и образование.В 2009 году они составляли 9,2% феде­рального бюджета, в 2010 году — 8,2%, а к 2013 году они составят 6,7%, а к 2015 упадут до 5,3%.

По данным, приведенным академиком А. Г. Аганбегяном, все расходы на здравоохранение в России (включая расходы населе­ния) составляют 4,8% ВВП, что ниже, чем в Африке и Средней Азии (5,3%), в Юго-Восточной Азии (6%), в Восточной Европе (7%) . Расходы на образование в России составляли раньше около 10% ВВП, а сейчас они опустились до 4% [8].

Произошло невиданное понижение культуры и духовности общества.В проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ» отмеча­ется, что «российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Свидетельством тому является снижение возраста начала употреб­ления наркотиков с 18 до 14 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, числу абор­тов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми» [9].

В России принят западный подход к образованию. Он предпо­лагает его практическую ориентацию, технологизацию, уход от фундаментальности, выработку алгоритма вместо формирования мировоззренческих основ личности. Вектор реформирования рос­сийской системы образования сместился в сторону получения об­разования как некой суммы знаний, умений и компетенций, вместо духовно-нравственного просвещения и воспитания.

Развитие капитализма в России усилило тенденцию к формированию общества потребления.Производство осущест­вляется не в интересах создания ценности применения вещи как таковой, а с целью достижения прибыли. Развивается не потребле­ние, а потребительство, которое заменяет собой традиционные ценностные основы[10].

Происходит невероятное психофизиологическое давление на ин­дивида со стороны все ускоряющегося темпа жизни. Наблюда­ется все­общая стандартизация, рационализация и подмена лично­стной ин­ди­видуальности персонализированными моделями[11]. Сфор­мирова­лась такая социальная система, в которой деньги и ма­териальные ценности стали почти единственным мерилом жизнен­ного успеха.

Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях людей и природы. Это противоречие имеет два изме­рения: человек и окружающая среда, человек и его здоровье. Безу­держное потребление оказывает разрушительное воздействие и на окружающую природу, и на здоровье людей[12].

Следствием этого является деградационная направленность современной социальной жизни и утрата глубинных, фундамен­тальных поисков смысла бытия.

В настоящее время, на наш взгляд, в РФ происходит недо­оценка роли социальной политики государства. Это проявляется в том, что государство постепенно перекладывает социальные про­блемы либо на самих работников, либо на местный уровень. Госу­дарство, которое по Конституции является социальным, перестает им быть на деле. Возникают глубокие деформации, которые при­нимают системный характер.

Наши рекомендации