Материалы для проведения занятий в активных и интерактивных формах
Традиционной формой практических занятий в учебном процессе по большинству дисциплин на юридическом факультете является семинар.
Семинар– это форма учебного занятия, в процессе которого: решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера; прививаются методологические и практические умения и навыки учащимся посредством предварительной работы преподавателя над учебно-методическим комплексом, а также в процессе непосредственного активного общения студента с преподавателем и выступления учащихся по вопросам возникающих между ними дискуссий.
Цель семинара:стимулировать активность учащихся; повысить интерес к изучаемой дисциплине; систематизировать, углубить и обобщить теоретические знания; расширить кругозор учащихся; совершенствовать умения и навыки применять, использовать, переносить усвоенные знания в среду самостоятельной деятельности.
Кроме этого, на семинарах учащиеся обучаются:культуре полемики;групповой и коллективной работе;взаимопомощи;взаимопроверке;самоконтролю;построению аргументированного выступления и т.д.
Как правило, на семинарских занятиях используются методические разработки, направленные на развитие и повышение практических навыков.
Семинар дает возможность преподавателю:поэтапно оценивать усвоение учащимися учебного материала; обсуждать с ними наиболее сложные и значимые темы учебной программы.
Семинар является универсальной и эффективной системой обучения.
В целях совершенствования преподавания в последнее время в учебный процесс входят так называемые активные и интерактивные формы проведения аудиторных занятий, среди которых необходимо выделить следующие: деловая игра; кейс-метод; круглый стол; тестирование и др.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (см. рис).
а) б)
Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения.
Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
Как правило, в учебно-методическом комплексе отражены темы практических (семинарских) занятий, по которым осуществляются их активные формы.
Наиболее целесообразными активными и интерактивные формамипроведения занятийпо курсу «Финансовое право»могут быть следующие:
Семинарское занятие
на тему: