Описание занятий в интерактивных формах

Интерактивное занятие к теме 2. «Базовые элементы технологии СПТ: методология, организация и инструментарий групповой работы», объем 2 академических часа.

1. В формате групповой дискуссии анализируется обоснованность тех или иных стандартных правил для членов группы и для тренера.

2. Также в качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика разбора конкретных ситуаций на материале особенностей обратной связи в общении пользователей в блогосфере и социальных сетях: LiveJournal, ВКонтакте /vk.com/ и т.п.

Студенты анализируют типичные ошибки межличностной коммуникации пользователей соц.сетей, которые нарушают коммуникацию и затрудняют, либо делают невозможным дальнейшее партнерское общение.

Интерактивное занятие к теме 3.«Психогимнастические игры и упражнения в тренинге», объем 2 академических часа.

Студентам предлагаются три кейса с описанием типовых ситуаций, возникающих в тренинге, которые могут создавать проблемы для тренера и предполагают решение этих проблем посредством психогимнастических упражнений. Студенты работают в малых группах, каждая из которых предлагает свои варианты возможных решений, аргументируя свой выбор.

Кейс 1: «Сопротивление на этапе знакомства». Отдельные участники группы под разными предлогами отказываются выполнять предлагаемые тренером упражнения. В этой ситуации изменяется состояние группы как целого, падает активность, участники принимают «закрытые позы» и т.п.

Задание: определить суть проблемы, предложить аргументированные решения возникшей ситуации.

Кейс 2: «Алекситимия (У меня нет никаких чувств)». Группа в целом либо отдельные ее участники затрудняются предоставить обратную связь о своих чувствах.

Задание: предложить игру, либо психогимнастическое упражнение «содержательного плана» с целью активации чувственной стороны субъективного опыта.

Кейс 3: «Мы устали». После обеденного перерыва группа теряет интерес к тренингу, жалуется на утомление, выражает стремление закончить сегодня «пораньше», потому что у всех есть домашние дела и проблемы, а они «уже не дети, чтобы играть во все эти игры».

Задание: предложить задание, непохожее на игру, с целью активации интереса участников к достижению поставленных в тренинге целей.

Интерактивное занятие к теме 4. «Понятие и технология групповой динамики», объем 2 академических часа.

Кейс «Моя социальная ниша». Студентам предлагается провести сравнительный анализ собственного выбора при распределения ролей («социальной ниши») – в учебной тренинговой группе и в обычной жизни. В ходе занятия используется техника «горячего стула».

Задания по кейсу:

1. Определите, какое решение вы чаще всего принимаете относительно своей социальной роли («лидер», «эксперт», «группа поддержки» и т.п.) в незнакомой или малознакомой группе – тренинговой, либо случайной.

2. Аргументируйте свое решение.

3. Проведите дифференциальный анализ для разных ситуаций, если это имеет значение для вашего выбора.

4. Определите, какая мотивация является для вас наиболее комфортной и какая потребность подвергается фрустрации.

5. Смоделируйте оптимальный сценариий поведения в группе на будущее.

Комментарии к кейсу.

Занятие направлено на развитие навыков индивидуальной рефлексии и обратной связи.

Интерактивное занятие к теме 5. «Основные формы групповой работы: тренинг «ассертивности», объем 2 академических часа.

Ролевые игры на развитие ассертивности, основанные типовых ситуациях и на личном жизненном опыте студентов.

Кейс «Не могу сказать «нет»». Студентам предлагается смоделировать ситуацию разговора с вышестоящим авторитарным лицом, которое предъявляет необоснованные требования по сверхурочной работе.

Задания по кейсу:

1. Провести сравнительный анализ собственного выбора стратегии поведения: оптимальный выбор (ассертивно аргументированный) и его мотивация; неоптимальный выбор (агрессивное, либо неуверенное поведение) и его мотивация.

2. Работая в тройках («начальник», «подчиненный», «наблюдатель») смоделировать и отработать оптимальную модель поведения.

Интерактивное занятие к теме 6. «Универсальные факторы роста/перемен», объем 2 академических часа.

Для проработки содержания факторов, их значения для групповой работы вообще и СПТ в частности, используются интерактивные техники: «Займи позицию», «Аквариум», «Карусель» и др.

Интерактивное занятие к теме 6. «Понятие и технологии «личностного роста», объем 2 академических часа.

Модерированная групповая дискуссия на тему: «Какая из предложенных ролевых игр и почему активирует/затрудняет личностный рост участников тренинга: «Королевство», «Кораблекрушение», «Островитяне», «Контракты», «Фермеры», «Четыре замка», «Переговоры о синих бананах», «Таможня», «Претендент», «Мафия», «Дополнительный выигрыш», «Шериф и убийца»?

Задача модератора – собрать все точки зрения («лидеров», «экспертов», пассивных членов группы и т.д.), мотивируя тем, что «иногда самые простые идеи оказываются самыми неожиданными и эффективными». Для стимуляции активности и спонтанности студентов использовать методы: «шесть шляп мышления», метод «случайного стимула», метод «что, если…», метод С. Дали, метод визуальной мозговой атаки.

Планирование встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и участие специалистов в учебных занятиях.

В рамках учебных занятий планируется встреча с представителем российской компании в странах ЕЭС Головановым А.А., юристом ОАО «Ренессанс» для проведения мастер-класса по этно-культуральным особенностям межличностной коммуникации.

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

Результаты аттестации самостоятельной работы по дисциплине должны быть оформлены преподавателем в Ведомость БРС на последнем занятии по дисциплине (для очной и очно-заочной формы обучения).

Студенты заочной формы обучения сдают самостоятельную работу не позднее, чем за три недели до даты промежуточной аттестации по дисциплине, при этом результаты аттестации должны быть объявлены студентам не позднее, чем за одну неделю до даты промежуточной аттестации по дисциплине.

С учетом вышеизложенных сроков преподаватель определяет сроки сдачи самостоятельных работ студентами в учебное подразделение (деканат). Сроки сдачи работы в учебное подразделение преподаватель объявляется на первом занятии по дисциплине (деканат).

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

К требованиям по оформлению самостоятельной работы относятся:

- оформление титульного листа по форме Положения об аттестации учебной работы студентов института;

- все задания в рамках самостоятельной работы должна быть скреплены в единый документ, листы должны быть пронумерованы;

- по решению преподавателя работа может сдаваться в печатном или рукописном виде,

Преподавателем не могут быть установлены требования по сдаче работы в сброшюрованном виде, в папках-файлах или других системах скрепления и хранения.

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психологические основы тренинговой работы» является одним из базовых компонентов обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

- работа с источниками;

- работа со словарями;

- конспектирование;

- тезирование;

- аннотирование;

- рецензирование;

- составление реферата по материалам источников.

Оформление самостоятельной работы:

1.Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

4.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Задания к самостоятельной работе по темам дисциплины «Психологические основы тренинговой работы»

Наши рекомендации