Договор купли-продажи с условием сохранения права собственности за продавцом

Только в договоре специально. ПС не в момент передачи, а в момент полной оплаты. Последствия – на покупателе лежат дополнительные обязанности -

Два мнения – в учебнике любая сделка покупателя ничтожна по 491. Другая точка у Сергеева – эта сделка не будет ничтожной, просто не будет перехода ПС к третьему лицу до перехода ПС к первому покупателю. Более правильна первая точка зрения. Там прямой запрет распоряжаться товаром до перехода ПС.

Покупатель должен уведомить о ненадлежащем исполнении договора.

Статья 483 – послушать запись. Разумный срок. Если продавец не мог знать о нарушении. Если не известил, то его права существенно ограничиваются. Требования о передаче недостающего количества, устранении недостатков, об упаковке. Продавец может отказаться от выполнения требований покупателя, доказав, что отсутствие у него сведений повлекло невозможность устранить нарушение, либо связано с чрезмерными дополнительными расходами. Это для пресечения злоупотребления со стороны покупателя. 1)К отказу в требовании приводит не сама ссылка на неуведомление продавца, отказ связан только с неизмереимостью расходов по устранению нарушения. 2)Сама возможность связана со сроком обнаружения недостатков, а не со сроком извещения. 3)нельзя путать срок извещения со сроком исковой давности. Известить надо в разумный срок.

Покупатель должен застраховать товар(490).

Может и на продавца. Это условие должно быть специально оговорено в договоре. Последствия – если обязанная сторона не застраховала, то либо самостоятельно застраховать товар и взять за это деньги, либо отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

Покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле об эвикции(462).

В учебнике говорится, что ответственности не несет покупатель за это. Это скорее право.

Договоры: купля-продажа.

Розничная К-П.

А)Параграф 2 главы 30 ГК.

Б)Закон о защите прав потребителя.

В)Подзаконные акты. Постановление Правительства 1998 года № 55 Об утверждении правил продажи определенных видов товара. Пост Прав №612 Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом. Пост Прав Об утверждении правил продажи товаров по образцам. Пост прав 1998 №569 Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. № 1036 97 года Правила оказания услуш общественного питания(это услуги а не к-п).

Г)Судебная практика О практике защите дел по защите прав потребителей. Оно на соотношение ГК и иных правовых актов. Часто они не совпадают. Закон о защите действует – когда его применение прямо предусмотрено ГК, либо когда закон о защите конкретизирует общие нормы ГК, либо если ГК не регулирует соответствующих отношений, либо закон содержит иные правила, чем ГК, когда это допускается ГК. Еще постановление пленума О компенсации морального вреда(здесь в имущественных отношениях это применяется). Разъяснение по закону дают органы исполнительной власти – приказ № 160 1998 года.

Определение договора в пункте 1 статьи 492. Продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, розничный продавец, обязуется передать покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Характеристика

1)Это возмездный договор.

2)Это консенсуальный договор.

3)Это взаимный договор.

4)Он публичный во всех случаях.

5)Часто выступает в качестве договора присоединения.

Элементы.

1)Стороны. Специальные требования только в отношении продавца. Им может быть только предприниматель. Продавец должен быть именно розничным. Розничный продавец – вопрос спорный. Это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных домашних и иных целях, не связанных с предпринимательской деятельность. Понятие розницы связано только с непредпринимательскими целями. Зачем тогда в 492 специальное упоминание только о розничном продавце наравне с непредпринимательскими целями? поэтому данное определение по существу не работает. Пост пленума ВАС № 18 97 года в пункте 5 – если покупатель организация или гражданин предприниматель приобретает товары для обеспечения своей деятельности(офисная мебель). Это явно не предпринимательские и не личные. К такому договору применяются нормы о розничной купле-продаже. Цели не личные, но все равно розница. Даже КС №2-П 2001 года – само понятия розницы является неопределенным. В теории 2 признака – возможность поштучной продажи, но это оценочная категория, она не работает, наличие особых торговых объектов, куда может обратиться любой и где установлены условия для всех покупателей(это здание или часть, сооружение или часть с оборудованием для выкладки товаров). Но данный признак не всегда работает. Может быть и без объекта. В любом офисе может быть предложение товара. Елисеев – сделка совершенная в торговом зале, на общих основаниях в порядке очереди тяготеет к рознице, а реализация со склада ближе к поставке. Критикует его Сергеев – порядок реализации товара зависит от самого товара и возможности конкретного продавца. Более правдоподобен критерий публичности. То есть, если есть публичная оферта, то это будет розница, если товар не для предпринимательских целей.

Характер и объем правоспособности лица должен предполагать ведение розничной торговли. Розничная торговля некоторыми видами товара должна быть только по лицензии.

Покупатель.

Специальных требований нет. Это любые ФЛ и ЮЛ, покупающие не для предпринимательсткой деятельности. Здесь нет дихотомического деления, а трихотомическое деление целец – предпринимательская, иная, личное использование. В качестве покупателей могут быть не только некоммерческие, но и коммерческие организации, ИП. Пункт 5 Пост №т18 97 года. Диван для фирмы ИП покупает. Иное мнение у Сергеева – там против. Но там недостаточно обоснований. Если гражданин-предприниматель, то сложно цели определить. Как разграничить? Сергеев – бремя доказывания лежит на ФЛ, покупателе. И на организациях. Иногда ограниченность в обороте – тогда разрешение на покупку(оружия). Может ли государство быть покупателем договора розницы? Спор – в нашем учебнике и у Сергеева государство не может быть покупателем. Суханов – наоборот. Ближе второе мнение – государство может купить музейную ценность для музея.

2)Предмет розницы.

Любые вещи, не изъятые из оборота. Как соотносятся предмет розницы и к-п вообще? Наш учебник – предмет розницы уже. Продажа имущественных прав в рознице исключается, так как это обязательственные права, они не существуют во множестве. Но Нохрина думает иначе. Права дольщиков можно в одном магазине. Исключительные права – наш учебник – исключительные права тоже связаны с определенными правообладателями. Это возможно теоретически. Предмет розницы – товар, предназначенный для личного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Но любой товар можно в разных целей.

3)Цена.

Согласно 494 цена существенное условие. Согласно пункту 1 статье 500 покупатель обязан оплатить по цене, объявленной по цене в момент заключения договора. Исходя из публичности договора цена должна быть одинаковой для всех покупателей. Покупатель не участвует. Последствия нарушения – ничтожность, если нет равенства для всех покупателей. Недействительность части сделки влечет для всей сделки. Цена только в рублях. Статья 10 закона о защите прав потребителя.

4)Срок.

Часто они установлены в подзаконных актах. В ГК только статья 496 – договоры с условием принятия товара покупателем в определенный срок. Здесь момент оплаты и принятия товара не совпадают. В отличии от общего правила продать одну вещь можно много раз. Но здесь нельзя другому покупателю. И по общему правилу неявка покупателя в определенный договором срок может рассматриваться продавцом в качестве отказа от исполнения договора. Тут по общим правилам возмещение убытков если оплатил и не явился.

5)Форма и порядок заключения.

С момента достижения соглашения по всем существенным условиям. Но – а)оплата следует за соглашением сторон. б)оплата перед соглашением. Договор розничной считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документов подтверждающих оплату. Это фикция, не реальность. Оплата понимается как состоявшееся соглашение. Не с оплатой а с выдачей документов. Если не т чека, то можно ссылаться на свидетелей. Многие виды розницы вообще не предполагают выдачу чека. Поэтому статью 493 следует толковать так, что договор розницы считается заключенным с момента оплаты, которая часто вместе с выдачей чека. Он не всегда выдается. Но это диспозитивно, можно по договору.

Форма считается соблюденной с момента выдачи об оплате, но не чек, не ценник нельзя рассматривать в качестве письменной формы. Чек лишь доказательство заключения письменной формы. Ветрянский считает, что ценник это письменная оферта, значит письменная форма. Но учебник критикует – ценник не выдается на руки, договор заключен в письменной форме при обмене документами, это предполагает фактическое получение оферты. Форма розничной подчиняется ГК – в устной форме могут совершаться почти все. Нельзя ссылаться на свидетелей только продавцу. Статья 493. Эта норма не знает исключений. Она жесткая по отношению к продавцу. ГК предусматривает такую разновидность, как продажа через автоматы. Он заключается путем совершения конклюдентных действий.

Порядок заключения договора – договор розницы публичный. Учебник – оферентом лишь как правило выступает продавец. Покупатель тоже может выступить с предложением заключить договор. Левшина – оферентом всегда выступает продавец. Товар всегда предварительно предлагается путем публичной оферты – Нохрина за.

Учебник – оферта в большинстве случаев публичная, хотя иногда магазин рассылает индивидуально предложения. Продажа товаров через автоматы. Соотношение статьи 494 и 437. Реклама и другое лишь вызов на оферту. В статье 494 – реклама, каталоги, описания, обращенными к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой, если они содержат все существенные условия договора. Указанное правило способно породить проблемы. Возможна ситуация, когда на публичную оферту откликнулось столько акцептантов, что товара не хватило. Это пробел. В пункте 2 494 – демонстрация товаров или представление сведений о них в месте продажи(на витринах) признается по общему правилу публичной офертой независимо от того, указаны ли там существенные условия. Данная норма нежизненна, так как розничный договор заключен с момента оплаты. А как можно оплатить не зная цены? Все равно оферта включать цену.

1)По месту передачи. Продавец должен передать товар непосредственно в торговом зале, но могут быть в договоре условия поставки. В этом случае продавец обязан доставить товар в место, а если не определенно то в место жительства гражданина или место нахождения ЮЛ. Срок – по договору. Если не установлен, то продавец обязан в разумный срок с момента требования покупателя. Это специальная норма. Здесь коллизия с 314 статьей, правило о льготном 7дневном сроке не применяется. Момент исполнения договора при доставке – по общему правилу это дата вручения товара. Если покупатель отсутствует, то товар может быть вручен любому лицу, предъявившему документ о заключении договора или доставки. Вопрос о судебных повестках – так же. Есть еще разностная торговля – это разновидность, на дому, по месту работы или учебы, в других местах(абзац 2 п 4 правил продажи отдельных видов товара, хотя торгового объекта здесь нет). Передача должна быть со всеми принадлежностями и документами. Содержание и перечень определен в статье 10 закона о защите прав потребителя. Для отдельных товаров отдельные статьи. Это инструкции, описания.

2)По количеству. Нет особенностей. В статье 200 УК об обмене и обвесе – это устарело, нарушение теперь административное.

3)По ассортименту. В ГК нет особенностей. Это предопределено особенностями розницы. Здесь штучный товар, а не оптом. В рознице ассортимент характеризует не сам товар, а предмет деятельность предприятия. НПА может быть предусмотрен минимальный ассортимент товаров в продаже. есть закон Об обращении лекарственных средств – минимальный перечень лекарств должен быть в аптеке.

4)По комплекту и комплектности. Закон О потребителях запрещает продавцу обуславливать приобретение одних товаров приобретением других. Это пункт 2 статьи 14. Раньше обязывали – хочешь один предмет, нужно иногда еще несколько других. Условия о комплекте может быть по согласию покупателя.

5)По качеству. Здесь это особенно важно. Качество определяется НПА по общему правилу – техническими регламентами, обязательными для продавцов. Это связано с правом на безопасность товаров установленное статьей 7 О потребителях.

6)Запрет продажи с обременениями третьих лиц. Особенностей нет. Это не характерно для розницы.

7)Тара и упаковка. Технические регламенты регулируют.

Дополнительные права покупателя характерные для розницы.

А) право на информацию о товаре(495 ГК, 10 – 12 о потребителях, 11-16 правил прожажи товаров(пост № 55 прасительства, пункт 22 Пост пленума ВС О защите прав потребителей.

Обязанность продавца дать инфу о товаре. Она преддоговорная. Вытекает из публичного характера розницы. Возникает обязанность когда покупатель выразил намерение приобрести товар. Нужна полнота и достоверность. Сюда входит наименование технического регламента, сведения об основных свойствах, гарантийный срок. Согласно статье 9 О потребителях нужно не только о товаре предоставить, но и инфу о продавце и изготовителе. По общему правилу покупатель до заключения договора может осмотреть товар и потребовать проверки его свойств. В наличии проверки особенность розницы.

Меры ответственности: согласно пункту 3 статьи 495 неисполнение этой информационной обязанности признается необоснованным уклонением от заключения договора и возмещением убытков. А договор розницы публичный, отказать нельзя. Возместить убытки. Если договор все же был заключен, то покупатель вправе расторгнуть его в разумный срок и взыскать убытки.

Б) право обмена купленного товара на аналогичный товар другого размера, формы габарита, фасона или комплектации(502). Это право только на обмен некоторых непродовольственных товаров, поскольку есть перечень товаров, которые не подлежат обмену. Особенность этого права в том, что это правило существует в течении 14 дней. Поскольку обмениваются товары надлежащего качества, то это не санкция. Покупатель не обязан доказывать причины по которым товар ему не подошел. Обмен возможен только при условии, что товар не был в употреблении, а его товарный вид сохранился. Бирки не играют важной роли. Покупатель вправе потребовтаь замены на такой товар, который был в момент совершения покупки. Если нет в наличии, то можно деньгами потребовать.

Обязанности покупателя.

А) Принять товар. Оплата была в момент заключения. Для договоров где момент оплаты и заключения не совпадают можно. Это договоры с условием предварительной оплаты, кредит.

Особенности ролзницы при продаже в кредит.

1)Здесь покупатель не должен платить проценты по статье 395.

2)Можно досрочно оплатить товар. Но банк заинтересован в процентах. Но здесь можно.

3)Может предусматривать, что продавец сохраняет за собой ПС до полной оплаты. Статья 501 – таким договором покупателю может быть предоставлено право владеть и пользоваться вещью в качестве ее нанимателя. Это договор найма-продажи. Эта норма критикуется. а) Почему именно в рознице? Нет ответа. б)в сравнении с 491 непонятно, надо ли платить за такое пользование? Здесь разные позиции – раз говорит о найме, то плата нужна. И не платится, так как все охватывается ценой купли-продажи. Но зачем тогда писать эту норму? Более логична первая позиция.

Виды розничной купли-продажи.

В параграфе 2 главы 30 выделяются договоры с условием принятия товара в определенный срок, продажа товаров по образцам, продажа через автоматы, продажа с условием доставки покупателю и продажа товара дистанционным способом. Данный перечень не является классификацией, так как нет системности. В доктрине выделяют розницу узкопотребительского характера(с учатсием граждан потребителей только) и общегражданская куплю-продажа(тут ЮЛ могут быть покупателями). Только первый вид регулируется законом О потребителях! Практическое значение имеет классификация по наиболее важным условиям договора.

1)По месту исполнения.

Продажа разносная и в торговом заведении. В учебнике говорится о продаже на дому.

2)По времени передачи товаров.

По предварительному заказу(посылочная торговля) и продажа с немедленной передачей товара.

3)По способу вручения товара.

Автоматы, самообслуживание, дистанционный способ и обычная продажа с обслуживанием работниками продавца.

4)По сроку оплаты товара.

С предварительной, немедленной и в кредит.

5)По обязанности доставки товара.

С наличием или без.

Наши рекомендации