Обязанности перевозчика. Ответственность за просрочку в доставке груза

Обязанности:

1). Доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному грузополучателем лицу

2). Обеспечить сохранность в пути следования

Ответственность за несохранность определяется спец.нормами трудового законодательства и положениями ГК. Несохранность проявляется в следующем:

1.Утрата груза (не гибель) Есть формальные критерии: груз считается утраченным если он не выдан в течение 30 дней с момента даты указанной в накладной.

2.Недостача – несоответствие фактически доставленного груза тем количествам, которые указаны в накладной.

3.Порча или повреждение – утрата грузом полностью или частично своих свойств и качеств.

При перевозках в экспортном или прямом местном назначении груз считается утраченным если он не выдан в течении 4 месяцев с момента принятия груза к перевозке.

При обнаружении неисправности перевозки перевозчик обязан по требованию получателя составить коммерческий акт, в котором указывается вид несохранности, предполагаемые и возможные причины несохранности. Ответственность перевозчика по кодексам является ограниченной. В части за утрату груза перевозчик отвечает в размере его объявленной стоимости.

В случае, когда провозная плата включена в оплату груза – возврат провозной платы. При недостаче стоимость предоставленного груза в перевозной возвращается порча/ повреждение – возмещение стоимости груза в полном объеме (не порча) или выплачивается разница, на которую попадает стоимость груза. Как правило, при составлении накладной грузоотправитель объявляет стоимость груза. Ответственность ограничена ею. Иногда она не указывается – то ущерб возмещается в объеме той стоимости, которая определяется ценой договора между отправителем и получателем. Если и она отсутствует – товар оплачивается по цене которая обычно взимается при аналогичных условиях за аналогичный товар.

На воздушном транспорте при повреждении груза перевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более чем в размере 2х установленных МРОТ за 1 кг груза.

Транспортное з/д прямо не предусматривает взыскание с перевозчика расходов на возмещение ремонта поврежденного груза, но на практике взыскивается затраты на ремонт и расходы по экспертизе если она производилась грузополучателем. Перевозчик отвечает за несохранность груза, если не докажет что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине.

Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчика, делятся по принципу распределения бремени доказывания: м/у перевозчиком и получателем/ отправителем:

Предусматривается презумпция вины перевозчика. В опровержение своей вины перевозчик может ссылаться на следующие обстоятельства:

а. вина грузоотправителя – о виновности действий грузоотправителя при передаче груза: -погрузка осуществляется отправителем самим на путях не общего пользования – подъездные пути, -недостатки тары или упаковки которые не м.б. заменены по наружному виду при приеме груза к перевозке, либо применение тары которая не соответствует свойствам перевозимого груза и затаривание производится отправителем без участия перевозчика, и отсутствуют видимые следы повреждения тары в пути, - передача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств которые требуют особых условий предосторожности при перевозке и хранении, - передача к перевозке груза, влажность которого больше установленной нормы, -нормы нормы естественной убыли.

Если груз прибыл в исправном и коммерчески пригодном ТС за исправными пломбами пункта отправления и погрузка осуществляется отправителем – это свидетельство отсутствия вины перевозчика.

Просрочка в доставке. Ответственность перевозчика ограничена и влечет за собой обязанность уплатить штраф в виде неустойки. Исчисляется в % отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки.

1. УЖД – перевозчик уплачивает пеню 9% от перевозной платы за каждые сутки просрочки но не больше общего размера провозной платы.

2. ВК – уплачивает штраф 25 % от МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% првозной платы.

3. КВВТ – 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы.

4. А/м – только для м/дгородних перевозок – 12% за каждые сутки просрочки. Предмета не устанавливает.

5. На морском транспорте стороны могут сами устанавливать размер штрафов, но размер неустойки не может превышать размер фрахта.

Наши рекомендации