Ответственность перевозчика за частичную или полную потерю груза, порчу или его повреждения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Конвенции перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки, если не докажет, что утрата груза, его повреждение или просрочка доставки произошли по обстоятельствам, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. При оценке доказательств, представленных перевозчиком, хозяйственным судам следует учитывать, что:

использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск утраты груза, его повреждения или просрочки доставки в результате, например, дорожно-транспортного происшествия, возгорания транспортного средства, хищения, ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера;

профессиональный перевозчик, принявший к перевозке груз, исходя из его характера и стоимости (дополнительной ценности), размера провозной платы (надбавки к провозной плате), иных обстоятельств, связанных с перевозкой, предпринимательским риском перевозчика, обязан учитывать возможность его утраты, повреждения или просрочки доставки.

Хозяйственный суд может освободить перевозчика от ответственности вследствие обстоятельств, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (пункт 2 статьи 17 Конвенции), если установит, что при исполнении своих обязанностей перевозчик проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, в целях надлежащего исполнения обязательства и для этого им предприняты все необходимые меры.

Также перевозчик освобождается от ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конвенции при наличии вины правомочного по договору лица, вследствие его инструкции, не вызванной виной перевозчика, полученной перевозчиком при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 14 Конвенции.

Следует учитывать, что пунктом 1 статьи 14 Конвенции установлена обязанность перевозчика запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно статье 12 Конвенции, если выполнение договора перевозки на определенных в международной товарно-транспортной накладной "CMR" условиях является или становится невозможным до прибытия груза к месту, предназначенному для сдачи.

35. Иные обстоятельства, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза, за его повреждение или за просрочку доставки при международной автомобильной перевозке грузов, подпадающей под действие Конвенции, предусмотрены пунктом 4 статьи 17 Конвенции. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств возлагается на перевозчика (пункт 2 статьи 18 Конвенции).

36. Размер ущерба, причиненного повреждением (статья 25 Конвенции), полной или частичной утратой груза при международной автомобильной перевозке, подпадающей под действие Конвенции, определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 23 Конвенции иначе, чем пунктом 2 статьи 750 ГК.

На основании статьи 23 Конвенции при определении подлежащей возмещению суммы ущерба во внимание принимается стоимость груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, при ее отсутствии - на основании текущей рыночной цены, а при отсутствии первой и второй - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

В случае затруднений при определении стоимости груза (например, товар не продается на бирже, отсутствуют сведения о текущей рыночной цене и т.п.) по делу может быть назначена судебно-товароведческая экспертиза.

При повреждении груза сумма обесценения груза определяется исходя из его стоимости (статья 25 Конвенции), исчисляемой с принятием за основу стоимости груза, установленной в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 4 статьи 23 Конвенции.

Пунктом 3 статьи 23 Конвенции предусмотрено ограничение размера возмещения перевозчиком.


Наши рекомендации