Вопрос 51 Антимонопольные требования в области использования природных ресурсов и в иных отдельных сферах деятельности

Антимонопольные требования природоресурсного законодательства нарушают действия, направленные на:

ограничение, вопреки условиям конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право ресурсопользования;

уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления лицензий на ресурсопользование;

замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

дискриминацию пользователей природных ресурсов, создающих структуры, конкурирующие с ресурсопользователями, занимающими доминирующее положение в ресурсопользовании;

дискриминацию ресурсопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Статья 17. Антимонопольные требования при пользовании недрами

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:

ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;

уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных статьей 11 настоящего Закона лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

Антимонопольные требования в области использования водных объектов

Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.

Органам государственной власти запрещается принимать решения и (или) совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов других водопользователей.

Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов других водопользователей.

Статья 50 - лесной кодекс

Защита конкуренции в области использования лесов

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает антимонопольные требования в области использования лесов в целях обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к использованию лесов.

Общие для всех видов деятельности антимонопольные требования установлены в антимонопольном законодательстве, в котором указывается на его применимость к сфере природопользования, в том числе использования лесов.

Так, в статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) к функциям антимонопольного органа отнесено осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В настоящее время в связи с расширением гражданско-правовых методов в регулировании отношений, касающихся использования лесов, особую актуальность приобретает необходимость развития антимонопольного контроля за оборотом лесных участков и лесных ресурсов.

Так, создается опасность возникновения доминирующего положения определенных сфер предпринимательской деятельности, связанных с реализацией лесных ресурсов, чем могут быть созданы предпосылки для злоупотреблений.


Наши рекомендации