Вопрос 51 Антимонопольные требования в области использования природных ресурсов и в иных отдельных сферах деятельности
Антимонопольные требования природоресурсного законодательства нарушают действия, направленные на:
ограничение, вопреки условиям конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право ресурсопользования;
уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления лицензий на ресурсопользование;
замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
дискриминацию пользователей природных ресурсов, создающих структуры, конкурирующие с ресурсопользователями, занимающими доминирующее положение в ресурсопользовании;
дискриминацию ресурсопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Статья 17. Антимонопольные требования при пользовании недрами
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных статьей 11 настоящего Закона лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Антимонопольные требования в области использования водных объектов
Запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц.
Органам государственной власти запрещается принимать решения и (или) совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов других водопользователей.
Лицензии на водопользование, договоры пользования водным объектом в установленном порядке аннулируются и признаются недействительными, если могут привести к монополизации водопользования, влекущей существенное нарушение прав и законных интересов других водопользователей.
Статья 50 - лесной кодекс
Защита конкуренции в области использования лесов
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает антимонопольные требования в области использования лесов в целях обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к использованию лесов.
Общие для всех видов деятельности антимонопольные требования установлены в антимонопольном законодательстве, в котором указывается на его применимость к сфере природопользования, в том числе использования лесов.
Так, в статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) к функциям антимонопольного органа отнесено осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В настоящее время в связи с расширением гражданско-правовых методов в регулировании отношений, касающихся использования лесов, особую актуальность приобретает необходимость развития антимонопольного контроля за оборотом лесных участков и лесных ресурсов.
Так, создается опасность возникновения доминирующего положения определенных сфер предпринимательской деятельности, связанных с реализацией лесных ресурсов, чем могут быть созданы предпосылки для злоупотреблений.