Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Практика создания экологических нормативов предполагает два основных этапа:

научная разработка и обоснование норм и правил;

придание им статуса норматива.

Первый этап представляет собственно экологическое нормиро-
вание, второй этап относится к компетенции стандартизации. Ито-
гом стандартизации является установление правил и норм в пиле
стандарта или других нормативных документов, характеризующихся
соответствующим правовым статусом. Стандартизация в области
охраны природы — это еще и механизм реализации принципов
экологического нормирования.

В соответствии с российским законодательством стандартиза-
ция — это установление норм, правил и характеристик в целях
обеспечения (с точки зрения экологического нормирования):

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей сре-
ды, жизни и здоровья человека и их качества;

единства измерений, в том числе и экологических параметров;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возник-
новения природных и техногенных катастроф и других видов чрез-
вычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результате
стандартизации, представлены стандартами (ГОСТы; СНиПы, стро-
ительные нормы и правила, выпускаемые Госстроем РФ; СанПи-
Ны, санитарные правила и нормы, разрабатываемые Минздравом
России), стандартами качества окружающей среды (ПДК и т.п.),
отраслевыми стандартами, стандартами предприятий (ОСТы и пр.)
и т.д. Стандарты входят в систему права и занимают свое место в
иерархии правовых актов. ГОСТ выполняет служебную функцию
по отношению к законодательству. Он не регулирует экологичес-
кие отношения, а устанавливает определенные качества, крите-
рии, которым должен соответствовать тот или иной объект.

В то же время ГОСТы, СНиПы и СанПиНы носят обязатель-
ный характер, а также неоднократны в применении. Государствен-
ные стандарты гарантируются мерами государственного принуж-
дения. Стандарты бывают экологическими, производственно-хо-
зяйственными и терминологическими. Они являются важным эле-
ментом в системе управления качеством (в данном случае — каче-
ством среды обитания человека).

В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стан-
дартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из
десяти (0 — 9) комплексов (в номенклатуре стандартов — второе
после 17-и число):

0 — организационно-методический;

1 — охрана и рациональное использование вод;

2 — защита атмосферы;

3 — охрана и рациональное использование биологических ре-

сурсов;

4 — охрана и рациональное использование почв;

5—улучшение использования земель;
б—охрана флоры;
7 — охрана фауны;

8—охрана и преобразование ландшафтов;
9—охрана и рациональное использование недр.
Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стан-
дартов—третье число):
0—основные положения;
1—термины, определения, классификации;
2 — показатели качества природной среды, параметры загряз-
нения и показатели интенсивности использования ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального природопользо-
вания;

4 — методы определения параметров состояния природных
объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5 — требования к средствам контроля и измерениям окружающей среды;

6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;

7 — прочие стандарты.

Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в
данной группе комплекса. Последнее число — год его разработки.
Другой важной группой стандартов, имеющих прямое отноше-
ние к экологическому нормированию, является система стандартов безопасности труда, относящихся к разделу 12 ГОСТ.
Для установления норм и правил природопользования могут
разрабатываться другие виды нормативных документов. В частности, статус нормативных правовых актов имеют документы, устанавливающие правовые нормы общеобязательного характера. В области экологического нормирования это могут быть инструкции, правила, положения, в обязательном порядке имеющие общегосударственную регистрацию в Минюсте России. Любое другое оформление экологических норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.

5.4.2. Необходимость экологического законодательства
и принуждения в соблюдении стандартов окружающей среды

Многие люди верят, что промышленность готова добросовест-
но выполнять планы мероприятий по снижению воздействий на

окружающую среду. Однако экономическое давление со стороны
конкурентов часто бывает настолько сильным, что выполнение
этих благих намерений становится разорительным. Представим два
конкурирующих предприятия А и Б, расположенные вблизи био-
сферного резервата и обязанные осуществлять план природоох-
ранных мер. Из-за повышения себестоимости продукции Б пре-
кращает выполнение этого плана. Тогда А, чтобы окупить затраты
на очистные установки, должно либо повысить цены (тогда поку-
патели обратятся к Б, где сохраняются низкие цены), либо сни-
зить прибыль и потерять финансовую репутацию, либо, как и Б
«заморозить» природоохранное строительство.

Таким образом, фирма А, поступая так из лучших побужде-
ний, теряет конкурентоспособность независимо от позиции фир-
мы Б. Следовательно, необходимы экономические механизмы, фи-
нансово влияющие на компанию-нарушитель. Нельзя позволять
группам с сиюминутными политическими или экономическими
интересами препятствовать решению экологических проблем. Как
бы ни были обременительны расходы на снижение риска, их надо
предусматривать, так как компенсировать деградацию окружаю-
щей среды будет значительно дороже.

В Декларации по экологическому праву, принятой на Всемир-
ной конференции ассоциаций экологического права, прошедшей
в Лимаже в 1990 г., процедуру ОВОС предложено рассматривать
как один из основных правовых и научных инструментов выработ-
ки национальной стратегии охраны окружающей среды. Декларация
рекомендует дополнительно включать в ОВОС:

экспресс-анализ вредных воздействий проекта на сопредельные
территории;

указание на наличие или отсутствие законодательных актов
(в том числе международных), предусматривающих природоохран-
ные меры при разработке проектов;

альтернативные варианты проекта;

оценку воздействия на затрагиваемое население и на качество
окружающей среды в целом;

изучение кумулятивного воздействия будущего загрязнения;

воздействие на затрагиваемые территории в целом;

выявление научных неопределенностей.

Контроль ОВОС предложено осуществлять независимым науч-
ным специализированным органом. В случае риска причинения
серьезных или необратимых воздействий на окружающую среду
компетентные органы должны иметь право требовать пересмотр
проекта до его реализации или отмены.

Особое внимание в Декларации уделяется участию обществен-
ности как в обсуждении ОВОС, так и в процессе принятия ре
шений по проекту в административных и природоохранных ор-
ганах.

Данные, собранные в процессе ОВОС, рекомендуется хранить
и системэтически использовать для улучшения качества окружаю-
щей среды и накопления научных экологических знаний.
Важным пунктом Декларации является рекомендация между-
народным и неправительственным организациям, а также другим
институтам, предоставляющим финансовую помощь проектам раз-
вития, проводить обязательную ОВОС инвестируемого проекта,
взывающего воздействие на окружающую среду, с привлечени-
ем представителсй общественности и административных органов
стран бенефициарам. Кроме того, предложено учредить междуна-
родную комиссию по оказанию помощи развивающимся странам
в деле проведения ОВОС и научно-технической помощи в созда-
нии соответствующих банков данных.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные принципы и задачи оценки воздействия на

окружающую среду.

2. Каковы основные положения Конвенции об оценке воздействия на

окружающую среду в трансграничном контексте?

3. Перечислите этапы проведения оценки воздействия на окружаю-

щуюсреду.

4. Как происходит информирование и участие общественности в про-

цессе оценки воздействия на окружающую среду?

5. Какие требования предъявляют к материалам по оценке воздействия

на окружающую среду?

6. Каким должен быть состав материалов по оценке воздействия наме-

чаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду?

7. Чем отличается экологическая оценка воздействия от технологичес-

кой?

8. Чем отличается экономическая оценка воздействия от социальной?
9. Каково назначение геоэкологического мониторинга в составе проек-

тов?

10. Почему необходимо рассмотрение альтернативных вариантов ос-

новного проекта?

11. Как учитываются изменения в природной среде за период эксплу-

атации предприятия при реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятия?

12. В чем состоят особенности оценки воздействия на земли, объекты

недр и другие компоненты литосферы в полярных, гумидных и аридных ландшафтных зонах?

Упражнения

1. Предложите методику исследования влияния добычи нефти на при-
родную среду Большеземельской тундры в главном центре «экологиче-
ского неблагополучия» этого региона — бассейне реки Печоры.

Учтите, что территория расположена в Заполярье, где процессы
самоочищения экосистем замедленны. При этом загрязнение распи-
вается ужеоколо 50 лет: сброеы нефтяных промстоков — свыше 1 млн. м3
в год (р. Ухта), сбросы неочищенных пром- и хозяйственно-бытовых
вод — свыше 7 млн м3 в год (р. Воркута), аварии на многочисленных
изношенных нефтепроводах (усинская катастрофа, 100 — 300 тыс. т не-
фти). За последние 10 лет численность ценных промысловых видов рыб
сократилась в 10—30 раз.

Основные задачи исследования должны состоять в оценке роли в де
градации экосистем объема и состава сточных вод, присутствия в них
нефтепродуктов, попадания буровых растворов в реки, состояния сооб-
ществ фито- и зоопланктона (кормовой базы гидробионтов). Предложите
план организации комплексных исследований (гидрохимических, гидро-
биологических, ихтиологических) для прослеживания изменений, про-
исходящих по всех звеньях водной экосистемы. Например: «Для решения
поставленных задач будет выполнено дешифрирование дистанционных ма-
териалов спутников NОАА (суша), SiWIFS (море) с выделением участков
пониженного вегетационного индекса и концентрации хлорофилла, на
участках с признаками деградации биоты проводится комплексное опро-
бование информативных сред и объектов, инструментальный анализ проб
и сопоставление с данными о величине техногенных нагрузок...».

2. Оцените экологическую безопасность объектов обустройства нефте-
газопромысла в Карском море. В опенку входит анализ защищенности от
загрязнения и изменения морской коды, донных отложений, гидробион-
тов, а также устойчивости сооружений.

Газоконденсат вместе с буровым раствором поступает из скважин по
трубопроводам на нефтеперерабатывающий завод, расположенный на
Большой гравитационной бетонной платформе (БГБП), а производствен-
ные сточные воды — на береговую станцию очистки и утилизации.

Морская часть:

донные опорные плиты и технологические платформы для бурения
скважин (бурение с промывкой);

подводная инфраструктура — магистральные газопроводы (диаметр 1220
мм, длина 100 км, 9 ниток), устройства подводной бункеровки (погруж-
ные буи);

подводные энергокоммуникации.

Береговая часть:

БГБП и нефтеперерабатывающий завод сжижения на ней (искусст-
венный остров);

водозаборы хозпитьевого, производственного и противопожарного
водоснабжения; сооружения водообеспечения;

сооружения водоочистки и утилизации сточных вод (поглощающие
скважины);

береговая производственная база по очистке сточных вод и утилиза-
ции отходов;

энергетические установки;

средства ликвидации аварийных разливов нефти.

Условия размещения промысла: глубины 50—100 м, удаленность от
берега — 150 — 200 км, мощность льда зимой — 2—3 м, летом — отдель-

ные ледяные поля. Продукция: газоконденсат и синтетические жидкие
углеводороды. Транспортировка: подводная перевозка сжиженного газа подводными танкерами к рынкам сбыта, расположенным в Тихоокеанском регионе, соответственно сырой нефти, — с помощью надводных танкеров ледового класса — в США.

Потенциальные источники загрязнения океана: донные опорные пли-
ты буровые скважины, устройства подводной бункеровки судов, нефте-
перерабатывающий завод, газо- и нефтепроводы, естественные высачи-
вания углеводородов на дне моря.

Список литературы

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02

№ 7-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95
№ 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения об оценке
воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружа-
ющую среду в РФ» от 16.05.2000 № 372.

Сорокин Н.Д. Вопросы экологического аудиты. — СПб.: Экополис и
культура, 2000. — 352 с.

Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. посо-
биедля системы повышения квалификации и переподготовки государ-
ственных служащих / Под ред. В. И.Данилова-Данильяна. — М.: МНЭПУ,

ГЛАВА 6

Наши рекомендации