Вопрос 59. Полномочия ОМСУ в области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Ст. 42 Конституции РФ: право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Ст. 58 Конституция РФ: обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 1 ФЗ 2002 г. "Об охране окружающей среды": охрана окружающей среды - деятельность ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, НКО, ЮЛ и ФЛ, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

ОМСУ всех уровней - участники природоохранной деятельности.

В ФЗ 2003 г. "О МСУ" охрана окружающей среды - вопрос местного значения муниципальных районов и городских округов.

Но это не значит, что поселения к данной сфере не имеют отношения: так, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, дорожная деятельность, усилия по организации благоустройства и озеленения территорий, вывозу и переработке отходов – всё это имеет непосредственное отношение к охране окружающей среды.

В муниципальных районах:

· организуются мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды,

· осуществляется экологический контроль объектов производственного и социального назначения, за исключением объектов, экологический контроль которых возложен на федеральные органы исполнительной власти.

Установлена ответственность за ненадлежащую организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Сходные вопросы решают и городские округа.

Основные требования к содержанию мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципальных районов и городских округов à в ФЗ 2002 г. "Об охране окружающей среды" и в ФЗ 1995 г. "Об экологической экспертизе".

ФЗ 2002 г. à задачи ОМСУ:

· принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ч. 1 ст. 55);

· учитывать мнение населения или результаты референдума при принятии решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (ч. 2 ст. 13);

· оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и др.

Во всей своей деятельности (градостроительной, ЖКХ, финансовой и т.д.) ОМСУ обязаны не забывать и об экологической составляющей каждого принимаемого ими решения.

Экологический контроль на территории МО носит профилактический характер.

БЫЛО: Изначально ФЗ «О МСУ» предоставлял муниципальным районам и городским округам право иметь в собственности имущество, необходимое для организации и осуществления экологического контроля.

СТАЛО: Однако с 1 января 2007 г. это положение утратило силу, что несколько уменьшило возможности муниципального экологического контроля в пользу специального ведомственного контроля.

Однако ОМСУ вправе инициировать специализированные экологические экспертизы.

Вопрос 60. Полномочия ОМСУ в сфере социальной поддержки населения, образования и культуры.

Социальная поддержка

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Основными направлениями социальной политики являются: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; государственное пенсионное обеспечение; социальная защита населения; создание социальных защиты и занятости; охрана труда и здоровья граждан.

Вопросы социальной защиты населения недостаточно отражены в законодательстве о местном самоуправлении.

В ряде аспектов их возможности неоправданно ограничены.

Во многих муниципальных образованиях созданы комитеты или отделы социальной защиты населения в качестве подразделений местной администрации.

Однако в ФЗ 2003 г. «О МСУ» участие в социальной защите населения для местного самоуправления прямо, как вопрос местного значения, не предусмотрено.

ФЗ 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" называет ОМСУ в числе тех, кто несет ответственность за оказание помощи указанным категориям граждан.

ФЗ 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" называет ОМСУ в числе тех, кто ответствен за его реализацию, но полномочий этих органов не указывает.

Наши рекомендации