Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Практика создания экологических нормативов предполагает два основных этапа:

научная разработка и обоснование норм и правил;

придание им статуса норматива.

Первый этап представляет собственно экологическое нормиро-
вание, второй этап относится к компетенции стандартизации. Ито-
гом стандартизации является установление правил и норм в пиле
стандарта или других нормативных документов, характеризующихся
соответствующим правовым статусом. Стандартизация в области
охраны природы — это еще и механизм реализации принципов
экологического нормирования.

В соответствии с российским законодательством стандартиза-
ция — это установление норм, правил и характеристик в целях
обеспечения (с точки зрения экологического нормирования):

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей сре-
ды, жизни и здоровья человека и их качества;

единства измерений, в том числе и экологических параметров;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возник-
новения природных и техногенных катастроф и других видов чрез-
вычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результате
стандартизации, представлены стандартами (ГОСТы; СНиПы, стро-
ительные нормы и правила, выпускаемые Госстроем РФ; СанПи-
Ны, санитарные правила и нормы, разрабатываемые Минздравом
России), стандартами качества окружающей среды (ПДК и т.п.),
отраслевыми стандартами, стандартами предприятий (ОСТы и пр.)
и т.д. Стандарты входят в систему права и занимают свое место в
иерархии правовых актов. ГОСТ выполняет служебную функцию
по отношению к законодательству. Он не регулирует экологичес-
кие отношения, а устанавливает определенные качества, крите-
рии, которым должен соответствовать тот или иной объект.

В то же время ГОСТы, СНиПы и СанПиНы носят обязатель-
ный характер, а также неоднократны в применении. Государствен-
ные стандарты гарантируются мерами государственного принуж-
дения. Стандарты бывают экологическими, производственно-хо-
зяйственными и терминологическими. Они являются важным эле-
ментом в системе управления качеством (в данном случае — каче-
ством среды обитания человека).

В российском классификаторе ГОСТов природоохранным стан-
дартам выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из
десяти (0 — 9) комплексов (в номенклатуре стандартов — второе
после 17-и число):

0 — организационно-методический;

1 — охрана и рациональное использование вод;

2 — защита атмосферы;

3 — охрана и рациональное использование биологических ре-

сурсов;

4 — охрана и рациональное использование почв;

5—улучшение использования земель;
б—охрана флоры;
7 — охрана фауны;

8—охрана и преобразование ландшафтов;
9—охрана и рациональное использование недр.
Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стан-
дартов—третье число):
0—основные положения;
1—термины, определения, классификации;
2 — показатели качества природной среды, параметры загряз-
нения и показатели интенсивности использования ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального природопользо-
вания;

4 — методы определения параметров состояния природных
объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5 — требования к средствам контроля и измерениям окружающей среды;

6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;

7 — прочие стандарты.

Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в
данной группе комплекса. Последнее число — год его разработки.
Другой важной группой стандартов, имеющих прямое отноше-
ние к экологическому нормированию, является система стандартов безопасности труда, относящихся к разделу 12 ГОСТ.
Для установления норм и правил природопользования могут
разрабатываться другие виды нормативных документов. В частности, статус нормативных правовых актов имеют документы, устанавливающие правовые нормы общеобязательного характера. В области экологического нормирования это могут быть инструкции, правила, положения, в обязательном порядке имеющие общегосударственную регистрацию в Минюсте России. Любое другое оформление экологических норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.

Наши рекомендации