Проблемы финансового менеджмента в некоммерческой организации
Направления финансового менеджмента некоммерческой организации.Система управления финансами в НКО связана с установлением ее финансового и имущественного состояния, факторов его определяющих, сопоставлением расходов и доходов, эффективным (т. е. целевым) использованием материальных и финансовых средств. Объектами управления являются имущество, обязательства и хозяйственные операции НКО, а ключевое значение имеют: а) определение организационно-правовой формы; б) разработка бюджета (сметы доходов и расходов); в) фандрайзинг (сбор средств и привлечение ресурсов); г) оптимизация финансово-хозяйственной деятельности.
Цели финансового менеджмента некоммерческой организации.Если цель и эффективность коммерческой организации выражаются нормой прибыли, то цель и эффективность НКО определяются рациональным использованием средств, что включает в себя либо их целевое использование, либо минимизацию расходов на создание общественных благ. Конкретные цели и задачи менеджмента, в том числе финансового, задаются собственником. Цели собственников НКО на законных основаниях или по реальной ситуации должны умело сочетать коммерческие и некоммерческие интересы; кроме того, выстраивая систему управления финансами, приходится решать разнородные задачи. Так, на первый взгляд кажется, будто цели финансового менеджмента некоммерческого и коммерческого образовательных учреждений в принципе схожи. Однако отличия значительны. Коммерческая фирма должна часть прибыли перечислять собственникам и, таким образом, часть "Риекаемых финансовых средств в последующем выпадает из оборота. Некоммерческая организация должна осуществлять совместное использование всех привлеченных (бюджетных и коммерческих) финансовых средств без ущерба каждой из участвующих в образовательном процессе сторон.
К изданию на русском языке книга с МСФООС подготовлена Международным
Центром
реформы системы бухгалтерского учета при участии экспертов Проекта тех-
ического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
Имущество некоммерческой организации и источники его формирования.НКО, пройдя государственную регистрацию и получив статус юридического лица, может иметь в собственности или оперативном управлении различное имущество. Законодательством предусмотрено что в ее собственности или оперативном управлении могут находиться: а) здания и сооружения; б) оборудование и инвентарь; в) жилищный фонд; г) денежные средства в рублях и иностранной валюте; д) ценные бумаги; е) земельные участки и иное имущество. Вместе с тем имущественные объекты НКО и отношения собственности, связанные с ними, исключительно индивидуальны и находятся в зависимости от организационно-правовой и организационно-экономической форм. Источниками формирования имущества НКО могут являться: взносы учредителей, членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве), благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме, доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг и др. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Одной из наиболее распространенных форм НКО в России является учреждение, которое по закону не является собственником имущества.
Порядок формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации и отношения собственности.В Российской Федерации учредителями НКО могут быть государственные органы и органы местного самоуправления (муниципалитеты), граждане и юридические лица, резиденты и нерезиденты1. В зависимости от статуса учредителей складывается система правовых отношений собственности. Порядок формирования имущества и финансовых ресурсов НКО зависит от формы собственности, которой ее наделяют в соответствии с законодательством учредители. С этой точки зрения можно разделить: 1) государственные и муниципальные НКО (являются бюджетными, т.е. предполагается, что они финансируются за счет средств бюджета соответствующего уровня); 2) некоммерческие организации граждан и юридических лиц резидентов (создаются в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных организаций; могут находиться в индивидуальной или коллективной собственности); 3) иностранные НКО (создаются на базе иностранной собственности и принадлежат нерезидентам); 4) смешанные НКО (основываются на сочетании различных форм собственности резидентов); 5) совместные НКО (функционируют на базе собственности резидентов и нерезидентов).
1 Трактовку понятий «резидент» и «нерезидент» можно найти в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Имущество и финансовые средства благотворительной организации в случае ликвидации передаются для продолжения благотворительной деятельности. В ряде случаев часть имущества в случае прекращения членства (участия) в нем передается выбывающему члену (участнику). Так происходит, например, в некоммерческих пенсионных фондах. Его участники имеют право требовать от фонда выплаты или перевода в другой фонд выкупных сумм1.
Спектр отношений собственности, формирующихся в связи с некоммерческими организациями, не только крайне широк, он в ряде случаев не имеет определенности. Это только в правовых актах о некоммерческих организациях все просто и предельно ясно. Но кто, например, разрешит многовековую дискуссию о субъекте монастырской собственности? Монахи, церковные иерархи ею не распоряжаются в полной мере и по наследству не передают, Бог — не субъект национального и международного права. А кто является собственником страхового пенсионного пая, которым распоряжается пенсионный фонд? Здесь складываются мнимые и мифические отношения собственности, которые и дают весомые основания трактовать страховые пенсионные отчисления как налог в пользу третьих лиц.
Специфика функционирования основных и оборотных средств некоммерческой организации.Специфика функционирования активов НКО предопределяется как принятыми решениями об их структуре, так и особенностями общественных благ, для воспроизводства которых они используются. Структура активов определяется следующими факторами: 1) статусом, организационно-правовой формой; 2) уставом; 3) решениями учредителей; 4) условиями использования пожертвований, выставляемыми спонсорами.
Поскольку активы НКО не предназначены для извлечения прибыли и их нельзя рассматривать в качестве капитала, постольку имеется существенное отличие в обращении средств, что способно оказать влияние на финансовое управление ими. В коммерческом секторе основной капитал, приносящий прибыль, характеризуется тремя чертами: 1) участвует в нескольких производственно-коммерческих кругооборотах; 2) по частям переносит свою стоимость на создаваемый товар; 3) по частям возвращается фирме по мере реализации товарной массы. Если первые две черты свойственны также и основным средствам НКО, то третья черта сохраняет свое значение лишь в том случае, если имеет место реализация (при создании смешанных благ, в потребительских обществах). Такая трактовка основных средств позволяет научно правильно подойти к решению вопроса об их амортизации и реновации. Оборотный капитал коммерческой фирмы характеризуются тремя чертами: 1) участвует в одном производственно-коммерческом кругообо-
1 Выкупная сумма — средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора в соответст-Ьии с пенсионными правилами фонда.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организащ
роте; 2) полностью переносит свою стоимость на создаваемый товар-3) полностью возвращается фирме после реализации товарной массы' В приложении к НКО проявляются лишь две первые черты; что касается третьей черты, то она проявляется не всегда. Так, НКО, занимающаяся благотворительностью, не рассчитывает на эквивалентность отношений благотворителя (донора) и благополучателя.
В результате трансферты (расходы) НКО могут превышать поступления (доходы), а цены производства общественных благ быть ниже рыночных. Целевые вложения средств некоммерческими организациями часто не могут рассматриваться как инвестиции, накопление капитала. Проблемы выгодных инвестиционных решений прямо и непосредственно стоят пожалуй, только перед их ограниченным кругом, а именно потребительской кооперации и негосударственными пенсионными фондами.
Стоимость товара и цена платной услуги некоммерческой организации: сравнительный анализ.Стоимость товара (W), произведенного коммерческой фирмой, может быть определена по формуле
W= с + v + т,
где с — затраты постоянного капитала;
v — затраты переменного капитала;
т — прибыль, прибавочная стоимость.
Если НКО создает аналогичную продукцию и при этом частный потребитель должен покрывать произведенные затраты, то цена платных услуг может составить:
S = h + s,
где h — цена сырья;
s — жалованье, полученное работниками НКО.
Очевидно, что W > S, поскольку S исключает оплату труда волонтеров и прибыль, а также может элиминировать амортизацию. Значение (h + s) способно достигать величины (с + v) при том условии, что величина оплаты труда в коммерческом и некоммерческом секторах находится на одинаковом уровне и все материальные затраты включаются в стоимость продукции НКО. Поэтому в условиях рыночной конкуренции деятельность НКО способна подрывать основы экономической деятельности коммерческих фирм. Например, если бы платные поликлиники пролоббировали закрытие (или приватизацию, формирую" щую механизм непрерывного роста цен) бесплатных медицинских учреждений, то доходы коммерческих структур возросли бы.
Удовлетворение всей массы потребностей отдельных людей, фирм и общества невозможно только за счет рынка, коммерческих предприятий. В тех сферах, где прибыль не образуется или оказывается слишком низкой, их деятельность невозможна. Однако потребность в определенных видах благ не исчезает.
Сравнительный анализ стоимости товара коммерческой фирмы ицены платной услуги НКО показывает, что неправомерно говорить
г ава 19- Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 619
0 рынке платных услуг некоммерческих организаций, например образовательных. Рыночные отношения предполагают, что спрос ограничен, удовлетворению подлежат не все, а только платежеспособные потребности. В противоположность рыночному подходу деятельность НКО направлена на максимальное удовлетворение потребностей. Вместе с тем в финансово-хозяйственной деятельности НКО можно применять отдельные принципы и приемы, характерные для коммерческих фирм, например заимствованные из маркетинга. Однако нужно видеть и постоянно учитывать целевую направленность этих принципов и приемов в различной хозяйственной среде.
На поднявшейся волне либерализма вошло в моду все экономические достижения увязывать со свободой рынка, автоматически считать все государственное неэффективным. Появились исследования, в которых всерьез пытаются доказать, что общественный сектор всегда с успехом можно заменить частными фирмами. В таких рассуждениях просматривается некоторая доля здравого смысла: понятие общественного блага, потенциал НКО по созданию благ не являются внеисторичными, они подвижны. Следует искать и аргументы, и контраргументы в пользу расширения круга общественных благ. Наглядный пример с акционерной компанией «Евротоннель», потерпевшей в 2003 г. убытки от эксплуатации объекта в размере 1,3 млрд фунтов стерлингов. Выяснилось, что тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Великобританию и Францию, сможет функционировать только при государственной поддержке, т. е. при снижении цен за счет исключения прибыли и соответствующем расширении круга потребителей, но не свободная конкуренция снизит цены, а государственный монополизм и связанные с ним государственные дотации. Финансовая помощь придет не со свободного рынка, а от системы государственного бюджетирования, ориентированного на результат.
Стоимость продукции коммерческой фирмы всегда выше стоимости аналогичной продукции, созданной в НКО, поскольку во втором случае исключается прибыль. Никакая свободная и совершенная конкуренция, никакой авторитет не способен отменить данного правила. Приведенный пример с «Евротоннелем», опыт российской приватизации показывает: нельзя считать, будто рынок мог бы урегулировать ту или иную ситуацию с удовлетворением общественных потребностей, но по каким-то причинам недостаточно правильно это делает. На самом деле Рыночный хаос не всемогущ, у него просто отсутствуют некоторые системы, которые требуются для нормального функционирования общества и государства, удовлетворения общественных потребностей, хо-Тя бы на минимально достаточном уровне. Правильно говорить лишь 0 провалах государственного и социального регулирования в тех ситуациях, когда требуется эффективная система управления той или иной сферой общества, а она не создана или не работает в нужном для общества направлении.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
Специфика платежей (расходов) бюджетных учреждений.Платежи (расходы) бюджетных учреждений строго регламентированы. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 70) бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с правовыми актами и др.
Платежи (расходы) неправительственных некоммерческих организаций.Разбиваются на две основные группы: а) осуществление основной деятельности (платежи, связанные с целевыми мероприятиями, содержанием аппарата управления, потерями и списаниями); б) предпринимательская деятельность (расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы). Законодательно в России уровень административных платежей (расходов) НКО не ограничен. Их правовая регламентация касается только благотворительных организаций. Они не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год1. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.
На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступив*
1 Во многих странах мира данный момент внимательно отслеживается. Ю. Бриг-хем и Л. Гапеиски приводят пример, когда председатель некоммерческой организации был вынужден расстаться со своей должностью, поскольку получал более 400 тыс долл. в год, что считается чересчур высоким (равняется годовой заработной плате и Iм" зидепта США) и рассматривается как извлечение персональной выгоды от доходов НКО [Бригхем, Ганенски, т. 2, с. 594—595].
jjjiix за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.
Значительные платежи НКО могут быть связаны с арендой помещений. По действующему законодательству неправительственные НКО не освобождаются от уплаты НДС при аренде помещения, в том числе предоставленного безвозмездно.
Источники поступлений (доходов) некоммерческой организации. Ктаковым относятся: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; поступления из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; доходы от целевого капитала; другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источники поступлений (доходов) некоммерческих организаций отдельных видов.
К единовременным поступлениям относятся взносы в уставный капитал (если он создается), взносы учредителей (фондов, автономных НКО). Размеры и порядок внесения таких взносов определяются ее учредителями. К регулярным поступлениям от учредителей относятся вступительные1, членские, паевые2 взносы, взимаемые в некоммерческих организациях, предусматривающих членство. Порядок таких регулярных поступлений определяется учредительными документами.
В зависимости от состава участников НКО подразделяются на два вида:
• имеющие членство (некоммерческое партнерство, потребительский кооператив, нотариальная палата, коллегия адвокатов, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, торгово-промышленная палата, ассоциация), документально оформляемое индивидуальными заявлениями от физических или юридических лиц. Такие организации имеют в качестве источника финансирования вступительные и членские взносы;
• не имеющие членства (автономная НКО, фонд, учреждение, негосударственный пенсионный фонд и др.). Такие организации не облада-
1 Вступительный взнос — денежная сумма, направленная на покрытие расходов,
связанных со вступлением в некоммерческую организацию.
2 Паевой взнос — имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского
общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей,
Другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денеж-
нУю оценку.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 623
ют таким источником финансирования как вступительные и членские взносы.
Членские взносы предполагают право членов некоммерческой организации на пользование ее имуществом, услугами.
Бюджетные учреждения финансируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и специальными законами, регламентирующими данную отрасль. Так, согласно Основам законодательства РФ о культуре (ст. 45) на финансирование культуры и культурной деятельности должно ежегодно направляться не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Добровольные имущественные взносы и пожертвования некоммерческим организациям включают целевые средства граждан и юридических лиц, поступающие в денежной и натуральной форме для выполнения основной миссии, в том числе спонсорские средства, которые представляют собой особую форму оплаты рекламной деятельности (см. ст. 19 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»). Право на получение пожертвований предоставлено общественным организациям, учреждениям, фондам1. Не могут воспользоваться данным источником некоммерческие партнерства, ассоциации, автономные некоммерческие организации. Применительно к отдельным некоммерческим организациям источники и объемы получаемых пожертвований ограничиваются законодателем. Например, ежегодные пожертвования в пользу политической партии не могут превышать 10 млн МРОТ; запрещено принимать пожертвования от организаций, капитал которых более чем на 30% иностранный. Добровольные взносы и пожертвования дают право юридическим и физическим лицам на получение льгот.
Ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов осуществляются путем: заключения государственных или муниципальных контрактов2, государственных или муниципальных заказов3; полу-
1 Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям,
учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотвори
тельным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям
культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим
субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (ст. 582.1 ГК РФ).
2 Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственный или муниципальный
контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом ме
стного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или
организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального
образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государст
венных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего
бюджета.
3 Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность
заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров,
производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
чения субвенций и субсидий, в том числе в виде грантов и оказания ма-териальной поддержки. В настоящее время все большее распространение получают такие источники доходов НКО, как гранты. Грант — вид добровольного финансирования, представляющий собой целевые средства для выполнения программ. Обычно они выдаются на конкурсной основе, предусматривают строгую финансовую отчетность перед гран-тодателем и налоговой службой. В конце 2006 г. Президент РФ В. В. Путин утвердил список из 1054 НКО, которые прошли конкурс на получение государственных грантов. В частности, в данном списке в полном составе фигурировали НКО, которые возглавляли члены Общественной палаты. В общей сложности объем средств, направленный НКО, составил свыше 470 млн руб.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг в некоммерческих организациях может быть разделена на две части: 1) доход от платных форм основной деятельности (входная плата в музеях, средства от продажи театральных билетов, консалтинг и т. п.); 2) доход от самостоятельной предпринимательской деятельности (например, для музеев, театров — издание специальной литературы, изготовление и сбыт сувениров и пр.). Доходы (дивиденды, проценты) от акций, облигаций, иных ценных бумаг и вкладов некоммерческие организации могут получать в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Доходы от собственности некоммерческих организаций включают: 1) доходы от сдачи в аренду имущества (помещений, земельных участков, оборудования); 2) доходы от интеллектуальной собственности (продажа товаров с символикой спортивного клуба, образовательного учреждения и др.). Достаточно новым видом доходов некоммерческой неправительственной организации может стать доход от целевого капитала (эндаумента).
К иным не запрещенным законом поступлениям относятся доходы от массовых мероприятий, организации и проведения семинаров, конкурсов, аукционов, лотерей, привлекаемые кредиты и займы, имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования и др. Например, муниципальное образование имеет право привлекать средства в свой бюджет путем выпуска муниципальных облигаций. При этом государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма Долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до ут-ВеРждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
гпава 19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 625
Таким образом, если в коммерческой организации расходы и доходы качественно однородны и взаимосвязаны с целью деятельности (извлечением прибыли), то в НКО такого явления не наблюдается. Доходы служат покрытию расходов. На первый план в системе управления финансами НКО выступает оптимизация расходов.
Структура поступлений (доходов) бюджетных и небюджетных некоммерческих организаций.В целом в структуре поступлений (доходов) некоммерческих организаций общественного сектора можно выделить три составляющих: 1) бюджетное финансирование; 2) поступления от лицензионно-разрешительной деятельности; 3) доходы от разрешенных видов коммерческой деятельности. На первом месте стоит бюджетное финансирование. В структуре поступлений (доходов) небюджетных некоммерческих организаций можно выделить: 1) частные пожертвования; 2) доходы от разрешенных видов коммерческой деятельности; 3) бюджетное финансирование. Обычно на первом месте стоят частные пожертвования, являющиеся результатом фандрай-зинга.
Фандрайзинг.По своей форме доходы коммерческой организации и поступления некоммерческой идентичны, это — прирост средств в денежной и иных формах в результате всех видов деятельности. Однако их источники различается принципиально. Основа доходов коммерческой фирмы — реализация товаров, работ, услуг. Поступления многих небюджетных НКО предстают как результат фандрайзинга (fundrais-ing), под которым понимается целенаправленная деятельность НКО по сбору пожертвований для реализации социально значимых программ. Потенциальные возможности фандрайзинга связаны: а) с обращениями в отечественные фонды и организации; б) с организацией совместных международных программ и проектов; в) с подачей заявок на грант в международные и зарубежные фонды (грантмейкинг, англ. grantmaking); г) с подготовкой, изданием и продажей публикаций;
д) с изготовлением и продажей различных товаров с символикой;
е) с организацией выставок-продаж; ж) с выполнением работ по заказам
местного населения; з) с выполнением работ по заказам местных орга
нов власти; и) с вовлечением добровольцев. К часто применяемым ме
тодам сбора средств относятся: обращение к местным благотворителям
и спонсорам за индивидуальными пожертвованиями, периодически
проводимые среди населения компании по сбору частных пожертвова
ний, шоу-сборы, благотворительные лотереи, установление ящиков-ко
пилок и др.
Финансовое планирование в некоммерческой организации.В коммерческой организации доходы и расходы от обычных видов деятельности непосредственно связаны с ее имуществом. В НКО движение средств по целевой деятельности может осуществляться независимо и даже при полном отсутствии имущества. Финансовое планирование в НКО основывается на важнейших ограничителях, с которыми она
сталкивается. В результате оказываются возможны три метода планирования: «расходный», «доходный» и комбинированный.
'При «расходном» методе на первом шаге определяются текущие задачи, составляется общая программа деятельности, связанные с ней проекты, и суммируются соответствующие обязательные предстоящие совокупные расходы по проектам. На втором шаге исходя из объема расходов устанавливаются размеры обязательных доходов: будущие доходы принимаются равными расходам по программе. На третьем шаге рассчитывается размер целевых средств, которые предстоит внести донорам (паевые и членские взносы, пожертвования и т. д.). «Расходный» метод рекомендуется применять в том случае, если организация производит только чистые общественные блага. «Доходный» метод применяется в том случае, если заранее известен объем финансирования организации в текущем году. Исходя из планируемого объема доходов определяются проекты, которые могут быть профинансированы. «Доходный» метод рекомендуется применять в том случае, если условием существования некоммерческой организации является производство частный благ. Чаще всего применяется комбинированный метод. В этом случае выделяются обязательные и возможные дополнительные расходы и доходы. Получение дополнительных доходов создает условия для увеличения финансирования проектов. Комбинированный метод рекомендуется применять в том случае, если организация производит смешанные блага, ведет разрешенную законодателем коммерческую деятельность.
Особенности финансового планирования в НКО определяются ее организационно-правовой формой, возможностями образования различных фондов. Так, потребительские кооперативы пользуются правом образовывать: а) паевой фонд (т. е. фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него); б) резервный фонд (т. е. фонд, предназначенный для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств); в) неделимый фонд (часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками).
Итогом планирования финансовой деятельности НКО выступает смета предстоящих поступлений и платежей, на основе которой формируется структура ее фондов.
Принятие решений о формировании бюджета инвестиций.Некоммерческие организации, занимающиеся производством общественных благ, не располагают капиталом и реализуют такие проекты, применительно к которым не ставится вопрос об экономическом эффекте и о Рентабельности, поскольку производство общественных благ себя в денежном отношении обычно не окупает и обладает социальным эффектом. Вместе с тем ряд авторов, например Ю. Бригхем и Л. Гапенски, полагают, что те же самые методы анализа проектов, что используются Для акционерных корпораций, приложимы к некоммерческим органи-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций 627
зациям. Они предлагают рассчитывать общий чистый дисконтированный эффект социального проекта (TNPV) по формуле
TNPV = NPV + NPSV,
где NPV — стандартная NPV денежного потока по проекту; NPSV (Дге^ Present Social Value) — чистый дисконтированный социальный эффект. NPSV рассчитывается по формуле:
*,ъ„-г ^социальная ценность,
NPSV = > —: -.
Проект считается приемлемым, если TNPV > 0.
Самым уязвимым моментом расчетов является понятие социальной ценности, тем более что при ее определении авторы апеллируют «к нашей интуиции» (см. [Бригхем, Гапенски, т. 2, с. 606]. Тем не менее, хотя бы одна методика формирования инвестиционного бюджета некоммерческой организации предложена.
Учет рисков при реализации проектов.Формирование бюджета инвестиций и программа инвестиционной деятельности НКО — в определенной мере дело менее рисковое, чем у коммерческих фирм. Специально анализировать влияние рисков на финансовые показатели НКО нецелесообразно. В случае, если бюджет НКО не удается сформировать в необходимом объеме, реализацию того или иного проекта откладывают. Финансы некоммерческих организаций муниципальных образований в определенной мере защищены следующей законодательной нормой: «Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения» (п. 3 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Законодательство о структуре инвестиционного портфеля.Применительно к отдельным НКО при принятии решений о формировании бюджета инвестиций необходимо четко следовать нормативным актам. Так, структура инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям:
• максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
• депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входяшИ' ми в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля фонда;
• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляю-
щей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5%;
• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций од-лого эмитента не должна превышать 10% его капитализации;
• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, а также не должна превышать 15% выпуска ценных бумаг субъекта РФ.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20%. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных активов определяется Правительством РФ.
В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения. В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля фонда в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить это нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить фонду ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов, и ущерб от сделок, произведенных для корректировки структуры активов.
Расчет величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости. Порядок и методика расчета показателей в целях контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля фонда определяются Правительством РФ.
Особенности налогового планирования в некоммерческих организациях.Налоговое планирование в НКО имеет качественные различия в зависимости от того, являются ли они бюджетными или небюджетны-Ми. Финансовое благополучие бюджетных НКО напрямую зависит от Поступлений в виде налогов и сборов. В процессе налогового планиро-вания следует учесть, что небюджетные НКО в России в принципе не освобождены от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Налоговое законодательство построено так, чтобы деятель-
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
19. Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
ность небюджетных некоммерческих организаций была максимально сориентирована на производство общественных благ и благотворительность. В соответствии с законодательством небюджетные НКО уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.
Некоммерческие организации и экономические льготы.Экономические льготы, которыми могут воспользоваться члены и участники НКО предоставляются самой НКО или органами государственной власти и органами местного самоуправления в зависимости от организационно-правовой формы НКО. Так, пайщик потребительского общества имеет право на льготы, предоставляемые той организацией, в которой он состоит. Он может приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества и др.
Органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляются: а) предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях с учетом организационно-правовых форм НКО; б) предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от уплаты за пользование государственным и муниципальным имуществом; в) размещение среди НКО на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; г) предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку НКО. В частности, льготой по налогу на имущество при отсутствии предпринимательской деятельности могут воспользоваться общественные организации и ассоциации.
Особый перечень льгот применяется при налогообложении общественных объединений инвалидов. Вместе с тем в том случае, если НКО занимается некоторой коммерческой деятельностью, она не пользуется льготами малого предприятия.