Проблемы и пути оптимизации стратегии финансового менеджмента

Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынуж­ден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы ис­пользуются таким образом, чтобы эффективно задействовать внеш­ние факторы.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние по отношению к орга­низации факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности. Изуче­ние внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит компании достигнуть по­ставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Внешняя среда - это все те внешние факторы, которые влия­ют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социаль­ные и другие факторы. Перечислим основные факторы, оказываю­щие определяющее влияние на формирующуюся в Казахстане рыноч­ную экономику, на функционирующие в ней предпринимательские структуры: природные ресурсы Казахстана, трудовые ресурсы Казахстана (количество, демографическая ситуация, уровень образования, ква­лификация, культура), территория страны (размеры, региональ­ные и национальные особенности), национальный менталитет (об­раз жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населе­ния), международные отношения (международное положение стра­ны, интерес различных стран мира к ресурсам и экономике Казахстана), государственно-политическое устройство Казахстана (отношение органов государственной власти и управления к предприниматель­ству), состояние правопорядка в стране, отношения собственности (защищенность, гарантии), степень монополизации экономики, со­стояние развития конкуренции (внутренней и внешней), развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской сис­темы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита), уровень экономического развития страны (объемы и дина­мика производства, производительность труда), инфляция (уровень и динамика), налогообложение (уровень и динамика), уровень, со­стояние социальной защищенности населения (системы трудо­устройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень мини­мальной зарплаты, пенсий, пособий, стипендий), конвертируемость тенге (параллельное обращение национальной валюты), техниче­ские и технологические факторы[11].

Различные опасности могут проявляться в разных областях внешнего окружения. Исследование этих сфер позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации. При анализе экономических факто­ров, характерных для Казахстана, обычно рассматривают темпы ин­фляции, налоги, характер и уровень занятости населения, плате­жеспособность предприятий-партнеров, состояние денежных рас­четов и т. д.

При анализе политических факторов рассматривают состоя­ние и динамику изменений законодательства, нормативных актов местных органов власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования экономики, в частности, анти­монопольного законодательства, кредитную политику, ограничения на получение кредитов и наем рабочей силы и др.

Рыночные факторы оказывают непосредственное влияние на эффективность работы компании. Их изучение позволяет руково­дству фирмы уточнить стратегию и укрепить ее позиции на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, защищенность его правитель­ством и пр.

Руководство фирмы призвано постоянно следить и за техно­логической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые могли бы представить осложнения для существования организации.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный кон­троль со стороны руководства фирмы за действиями соперников. В этой сфере выделяют четыре диагностические зоны: анализ буду­щих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка ре­альных возможностей конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Учет социальных факторов внешней среды связан с изменяю­щимися общественными ценностями, отношениями, ожиданиями и нравами. В условиях экологической нестабильности именно в соци­альной среде зарождаются многие проблемы, представляющие боль­шую угрозу для фирмы. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, она как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

Наконец, рассмотрение международных факторов приобрело особо важное значение для отечественных организаций после отме­ны государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие круп­ные и средние компании активно действуют на международном рынке. Руководство фирм призвано следить за ситуацией, которая складывается в этом сегменте.

Анализ внешней сферы, исследование рассмотренных выше ее сфер облегчает руководству фирмы подготовку ответов на сле­дующие вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздей­ствуют на стратегию фирмы? Какие факторы представляют осо­бую угрозу для текущей стратегии организации? Какие возможно­сти представляют интерес для достижения общефирменных целей?

За системным -рассмотрением в динамике важнейших аспек­тов внешней обстановки фирмы следует анализ ее собственных потенциалов, ее сильных и слабых сторон. Здесь важно оценить: обладает ли фирма такими внутренними силами, чтобы эффектив­но воспользоваться возникающими возможностями, какие ее сла­бости, затруднения могут осложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Метод, который используют для диагно­стики внутренних проблем, называется управленческим обследо­ванием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставлен­ной задачи может быть простым или более сложным. В обследова­ние обычно входит изучение пяти функциональных зон: маркетинг, финансы и учет, производство,-персонал, а также организационная культура и имидж организации.

При анализе системы маркетинга фирмы, как правило, выде­ляют семь важнейших сегментов исследования. Первый - доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характе­ризующих уровень деятельности организации, поскольку имеется определенная зависимость между долей рынка фирмы и эффек­тивностью ее работы (прибыльностью).

Особое значение имеют разнообразие и качество ассортимен­та, которые во многом определяют устойчивость организации. Здесь возможны различные подходы. Одна фирма ориентируется на ог­раниченный ассортимент, оценивая свой главный успех в обеспече­нии качества продукции. Другая фирма ежегодно осваивает десят­ки и сотни новых изделий.

Трудно переоценить значение рыночной демографии. Иссле­дование изменений такого рода на рынке и в структуре клиен­тов - весьма трудная задача для фирмы. Ее осложняет социаль­ное расслоение общества, изменение уровня доходов основной мас­сы населения, трансформация общественных ценностей.

Очень важны рыночные исследования и разработки. Для под­держания постоянной конкурентоспособности фирме необходимо вести широкие конъюнктурные исследования, осуществлять разра­ботки новых товаров и услуг, поиск новых рынков.

Все более важную роль играет предпродажное и послепро­дажное обслуживание клиентов. Эффективное и добротное после­продажное обслуживание способствует увеличению объема продаж, оно формирует и укрепляет лояльность покупателей к фирме, по­зволяет устанавливать повышенные продажные цены[12]

В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, твор­чески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.

Но, конечно, самое главное - это анализ прибыльности. При­быль - обобщающий показатель эффективности деятельности лю­бой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.

Финансовое состояние организации во многом определяет, ка­кую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Деталь­ный анализ финансового состояния помогает выявить уже имею­щиеся и потенциальные резервы организации в этой области. Ана­лиз финансового состояния обычно проводится методами финансо­вой ревизии[13].

Методика анализа производственного потенциала фирмы су­щественно отличается от обычной методики оценки организацион­но-технического уровня производства. Это объясняется в первую очередь направленностью на стратегическое управление, на развивающиеся рыночные отношения. Постоянное изучение производст­ва имеет очень большое значение для своевременной адаптации внутренней структуры фирмы к изменениям во внешнем окруже­нии и ее выживания в конкретной среде.

Если учесть, что менеджмент нередко трактуют как умение делать большие деньги с помощью подчиненных, то решение мно­гих проблем современной компании в огромной степени зависит от обеспеченности и производства и управления квалифицированны­ми и энергичными специалистами. Сбалансированная команда на рынке способна на очень многое при хорошем руководстве.

Отдельно нужно остановиться на организационной культуре и имидже фирмы. Социальная среда состоит из людей: руководите­лей, подчиненных. Организационная культура складывается из по­ведения людей в организационной сфере. Вообще, культура не яв­ляется изначально заданной, предопределенной. Она - результат взаимодействия в обществе, передается и поддерживается глав­ным образом через общение и обучение. Культура в рамках фирмы проявляется через поведение членов ее коллектива.

Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, кли­ентов и общественным мнением в целом. Доброе имя в глазах обще­ственности помогает фирме длительное время сохранять партне­ров, расширять клиентуру. Финансовые результаты фирмы во мно­гом зависят от общей культуры ее среды.

Для того, чтобы выжить предприятию в сегодняшней ситуа­ции в Казахстане, необходимо просчитывать на рынке каждый шаг, постоянно вводить инновации в управление кадрами и предпри­ятием. Необходимо уметь разумно рисковать и находить оптималь­ные выходы из самых сложных ситуаций. Потому столь важна ра­бота квалифицированного менеджера фирмы и всей его команды.

Эффективное управление и высокое качество команды все­гда может вывести предприятие из кризиса. Весь механизм управ­ления фирмой должен быть лаконичным и в то же время всеохва­тывающим; в него обязана входить, и система управления ассорти­ментом продукции, и система управления издержками предпри­ятия, и система финансового и налогового планирования, марке­тинговая система и многое другое. Чем больше предприятие ис­пользует столь эффективные рычаги управления, тем жизнеспо­собнее оно окажется в нынешних нелегких условиях, тем больше у него шансов на успех.

В первую очередь следует остановиться на технологии финан­совых успехов фирмы. Социальная и материальная защищенность каждого ее работника зависит от финансовой устойчивости компа­нии, в которой он работает. Поэтому вопрос, за счет чего можно улучшить финансово-экономическое состояние фирмы, волнует не только руководителей и акционеров, но и всех сотрудников. Большинство казахстанских предприятий не являются сегодня инвестици­онно привлекательными (около 40% из них - убыточны, и пример­но столько же находятся в весьма неустойчивом финансовом со­стоянии). Условия, которые выдвигают инвесторы, часто оказыва­ются просто невыгодными предприятию. По этим причинам финан­совая поддержка несостоятельных предприятий практически от­сутствует. Вероятно, в ближайшем будущем несостоятельность бу­дет основной причиной продажи предприятий-должников. Поэтому необходим коллективный поиск возможностей внутреннего рефор­мирования и преобразования деятельности предприятий, что озна­чает активизацию использования и развития собственных потен­циалов и, в первую очередь - благодаря совершенствованию сис­темы управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный финансовый менеджмент - это тысячи возможных вариан­тов и нюансов управленческих решений, в том числе в финансовой области. Это ни в коем случае не догматическое, а очень динамич­ное многоплановое явление, проявление которого постоянно кор­ректируется в соответствии с конкретными условиями. Как только менеджмент отстает от реальных потребностей рыночной обста­новки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям. Управ­ленческие решения, разработанные одним предприятием и хорошо себя у него зарекомендовавшие, могут оказаться не только беспо­лезными, но даже очень опасными для другого. Многовариантность решений и ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяй­ственных комбинаций, уникальный характер каждого управленче­ского решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров упор при­ходится делать не на стандартные решения, а на способность быст­ро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот един­ственно возможный в данном положении подход, который и явля­ется в конкретных условиях оптимальным. Для современного ме­неджмента характерны:

- стабильное стремление к повышению эффективности произ­водства и бизнеса в целом;

- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за ко­нечные результаты функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;

- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

- ориентация на достижение запланированного конечного ре­зультата деятельности организации;

- использование современной информационной базы для мно­говариантных расчетов при принятии управленческих решений;

- изменение функции планирования от текущего - к перспек­тивному;

- выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;

- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

- привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;

- осуществление управления на основе предвидения измене­ний, гибких решений;

- опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;

- проведение глубокого экономического анализа каждого управ­ленческого решения;

- способность разумно рисковать и управлять риском.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бригхэм Юджин, Гапенски, Луис Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х томах. Т.2. - 2014.

2. Дюсембаев К.Ш. Аудит и Анализ финансовой отчетности Алматы. «Каржи - Каражат» 2013.

3. Томпсон А.А., А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент М.: «Банки и биржи», 2014.

4. Стратегический менеджмент. Учебник. / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2014

5. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой - М.: Перспектива, 2012.

6. Крейнина М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие М.: Изд-во «Дело», 2011.

7. Мельников В.Д., Ли В.Д. Общий курс финансов. Алматы: «Институт развития Казахстана», 2012г.

8. Радостовец В. К. Финансовый и управленческий учет в условиях рынка Алматы.:НАК «Центраудит», 2015 г. С 362

9. Официальный сайт компании http://www.mechstroyservice.kz/finansy/otchetnost

10. Дюсембаев К.Ш. "Анализ финансового состояния предприятия". Алматы, 2011 г.

11. Пономарев А.Я.. Введение в административный и экономический менеджмент. Санкт-Петербург. 2013.

12. Копылов Е.П.. Менеджмент (методические указания для студентов заочной формы обучения. Ярославль. 2012.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс; М.: Издательство МГУ, 2014

14. Коротков Э.М. Концепция менеджмента; М.: Издательство-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2014.

Наши рекомендации