Задачи бухгалтерского (финансового) учета
Дебет - когда тебе должны , кредит - когда ты должна.
дебитор - это тот, кто нам должен, а кредитор - тот, кто нам верит
- Счета, имеющие дебетовое сальдо. Эти счета предназначены для учета состояния, движения и изменения состава хозяйственных средств, и называются АКТИВНЫМИ. Это балансовые статьи актива баланса. "дебет" показывает поступление, приход, увеличение хозяйственных средств, вложений, дебиторской задолженности;
по "кредиту" отражается выбытие, уменьшение, расход хозяйственных средств, вложений, погашение дебиторской задолженности; - Счета, имеющие кредитовое сальдо. Они предназначены для учета состояния, движения и изменения источников средств и называются ПАССИВНЫМИ. Это балансовые статьи пассива баланса. "дебет" показывает выбытие капитала, уменьшение (погашение) кредиторской задолженности организации, расходование фондов и прибыли;
по "кредиту" отражается поступление, приход, увеличение кредитов, капитала, прибыли, обязательств организации.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансовый учет»
Понятие о бухгалтерском финансовом учете и его назначение.
Понятие, сущность бухгалтерского (финансового) учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1, ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· ввести в штат должность бухгалтера;
· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
· вести бухгалтерский учет лично.
Бухгалтерский учет является сплошным и непрерывным во времени, он строго документирован, используются специфические приемы и способы обработки учетных данных, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
В зависимости от целевого назначения информации, состава ее пользователей различают бухгалтерский финансовый учет и бухгалтерский управленческий учет.
Под финансовым учетом понимается бухгалтерский учет, осуществляемый с целью получения информации, необходимой для внешних пользователей. Он строго регламентирован и подчиняется установленным положениям (стандартам).
Задачи бухгалтерского (финансового) учета
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, используемой внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информации;
· обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых результатов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
2. Учет реформации баланса и нераспределенной прибыли. Реформация баланса – это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год.
Реформация баланса необходима для того, чтобы распределить полученную в течение года компанией прибыль, (или списать полученный убыток) и начать новый финансовый год как бы с «нуля». Реформация проводится на 31 декабря отчетного года и заключается в обнулении сальдо по счетам учета финансовых результатов. Необходимо закрыть счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».
В течение года доходы и расходы предприятия учитываются на счетах 90 и 91. Ежемесячно сопоставляются кредитовые и дебетовые обороты по этим счетам и выявляется финансовый результат. Никаких проводок при этом не делается. Подсчитанные суммы списываются с субсчета 90-9 и субсчета 91-9 на счет 99.
Следовательно, по завершении каждого отчетного месяца счета 90 и 91 имеют нулевое сальдо. Однако субсчета к данным счетам имеют остатки, величина которых накапливается в течение всего года. Эти остатки должны быть обнулены на 31 декабря отчетного года. Для этого все их нужно перенести на субсчета 90-9 и 91-9 соответственно.
Далее производится закрытие счета 99 и определяется итоговый финансовый результат. Его переносят на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Если это прибыль, то делается следующая проводка:
Дт 99 Кт 84 —выявлена чистая (балансовая) прибыль организации по итогам отчетного года.
Если же это убыток, то делается обратная запись:
Дт 84 Кт 99 —списан непокрытый убыток организации отчетного года.
Реформация бухгалтерского баланса — обнуление в конце или в начале отчетного периода счета 99 «Прибыли и убытки», т.е. полное списание с указанного счета находящихся на нем остатков. Каждый год надо начинать с нулевого остатка на этом счете.
Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывают в конце года при составлении отчетности. В конце года, а при исчислении прибыли ежемесячно или ежеквартально учтенные на отдельных субсчетах и аналитических счетах результаты от реализации продукции, работ и услуг, а также прочие доходы и расходы перечисляют на счет 99 «Прибыли и убытки», где в итоге выявляют конечный финансовый результат деятельности предприятия за отчетный год. Учтенную общую прибыль или полученный убыток хозяйство должно со счета 99 направить на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» проводкой: Дт сч. 99 «Прибыли и убытки» — Кт сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — в случае положительного финансового результата, либо проводкой Дт сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — Кт сч. 99 «Прибыли и убытки» — в случае отрицательного финансового результата. Данная проводка является заключительной по итогам года и проводится 31 декабря, после чего приступают к работе по составлению годового отчета.
3. Что такое основные средства? Учет поступления и выбытия основных средств. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
ОС –Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года). Стоимость основных средств за вычетом накопленной амортизации называется чистыми основными средствами[1] или остаточной стоимостью. К бухгалтерскому учёту основные средства принимаются по первоначальной стоимости, однако в дальнейшем, в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и амортизационными отчислениями.
ОС группируются:
1. по отраслевому признаку:
2. по назначению:
3. по степени использования:
4.по наличию прав на объекты:
Выбытие основных средств
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.