Э.: Существуют ли рекомендации в области бухгалтерского учета, о которых говорится в пп. 3 п. 1, п. п. 7 - 10 ст. 21 Закона N 402-ФЗ?
Эксперт: Когда можно ожидать принятия федеральных стандартов?
- М.: В ожиданиях прошел целый год. Между тем План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р, устанавливает: новые стандарты бухгалтерского учета должны публиковаться не менее чем за шесть месяцев до даты начала отчетного периода, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность, в которой применяется новый стандарт. Так что в 2015 г. пересмотр правил нам не грозит. А на будущее примите к сведению: публикации предшествует весьма продолжительная процедура разработки стандарта и его регистрации в Минюсте.
Э.: В Законе N 402-ФЗ появились понятия мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Какое практическое значение имеет эта новация?
- М.: На этот вопрос ответить затрудняюсь. Но все же дам некоторые пояснения.
Очевидно, подобные объекты влекут фальсификацию бухгалтерской отчетности со всеми вытекающими последствиями для ее составителей. Между тем источником ложной информации может быть "первичка". Поэтому законодатель специально оговорил: бухгалтер не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Но бухгалтер должен непредвзято классифицировать задокументированные факты.
Приведу пример. Основное общество оказало дочернему обществу финансовую помощь на безвозвратной основе. В данном случае передача денежных средств носит инвестиционный характер (Постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. N 8989/12). Поэтому ее следует отнести на добавочный капитал (Письмо Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-03-06/1/45463). Но в отчетности "дочки" эти поступления были отражены в составе прочих доходов и увеличивали финансовый результат. Тем самым убыток от реальной деятельности был завуалирован. Приукрашенная отчетность представлена банку в составе заявки на получение кредита. В данном случае доход - притворный объект. А получение кредита путем представления банку заведомо ложных сведений о финансовом состоянии влечет административную или уголовную ответственность (ст. 14.11 КоАП РФ, ст. 176 УК РФ).
Но чаще мнимые и притворные объекты принимаются к учету в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Так, расходы на неоказанные услуги - мнимый объект.
Выявление мнимых и притворных объектов - задача системы внутреннего контроля в организациях, отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Э.: До вступления в силу Закона N 402-ФЗ промежуточная отчетность составлялась ежемесячно и отчетной датой считался последний день каждого календарного месяца. Этому принципу подчинены все ПБУ. А в соответствии с Законом N 402-ФЗ (п. 4 ст. 13) промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в случаях, когда установлена обязанность ее представления. Следовательно, теперь общеустановленного отчетного периода не существует (п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). У компаний, не представляющих промежуточную отчетность, отчетным периодом является календарный год. Могут ли они применять правила учета, рассчитанные на месячную периодичность?
- М.: Вы обозначили реальную проблему, которая нуждается в официальном разъяснении. С одной стороны, все ПБУ увязаны между собой, поэтому представленный в них термин "отчетный период" можно понимать в прежнем значении. Во избежание путаницы предлагаю именовать его учетным периодом. Но не будет ошибкой понимать отчетный период и так, как его определяет Закон N 402-ФЗ.
На мой взгляд, периодичность учетных процедур - чисто технический прием, то есть элемент учетной политики. Из того, что вы соблюдаете месячную периодичность, не следует обязанность ежемесячно формировать отчетность. А выбрав в качестве отчетного периода календарный год, вы значительно облегчите себе применение таких трудоемких стандартов, как ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".
В случаях, когда отчетность необходима для оперативного решения корпоративных вопросов деятельности хозяйственных обществ, отчетные даты может установить общее собрание собственников.
Э.: Существуют ли рекомендации в области бухгалтерского учета, о которых говорится в пп. 3 п. 1, п. п. 7 - 10 ст. 21 Закона N 402-ФЗ?
- М.: Разрабатывать и принимать такие рекомендации уполномочены субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона N 402-ФЗ). К ним относятся некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (п. 2 ст. 22 Закона N 402-ФЗ). Среди них - Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр". Фонд издает толкования и разъяснения, которые можно найти на его официальном сайте. Например, в Толковании Р113 обосновано, что для признания нематериальных активов не обязательно обладание исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. А Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР) разработал Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (одобрены 17 сентября 2013 г. Экспертной группой Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности СМП).
А вот статьи отдельных специалистов, опубликованные в журналах в области бухгалтерского учета, рекомендаций не содержат. Они отражают точку зрения авторов и документами в области регулирования бухгалтерского учета не считаются.
Э.: У меня вопрос о субъектах, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Перечень таких организаций представлен в п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. А ПБУ предоставляют льготы другим категориям. Чем руководствоваться?
- М.: Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ, должны устанавливать федеральные стандарты (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). А до их утверждения источником упрощенных способов выступают ПБУ (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Подзаконные акты не могут расширять круг субъектов, очерченный Законом. А вот сокращать, то есть конкретизировать, - могут. Иными словами, ПБУ действуют в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.
Так, п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" позволяет социально ориентированным некоммерческим организациям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики перспективно. Однако так действовать могут лишь те из них, которые удовлетворяют критериям, установленным в пп. 2 п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.