Цели и задачи производственной практики

Рабочая ПРОГРАММа

Производственной практики (по профилю специальности)

Профессионального модуля

ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА).

Звенигород 2013

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка) и приказа Ректора «Об утверждении положения об организации и проведения учебой и производственной практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся в колледжах-филиалах (подразделениях) Финуниверситета № 508/0 от 25.03.2013 г.

Организация-разработчик:

Звенигородский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Разработчик:

О.А.Жукова - преподаватель Звенигородского финансово-экономического колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

Г.А.Чугунова - преподаватель Звенигородского финансово-экономического колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

1. Генеральный директор

ООО "НСК" Н.С. Радциг

2. Председатель комиссии специальных дисциплин____________Т.А. Назина

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. Паспорт рабочей программы производственной практики (по профилю специальности)…………………………………………….…………….……4

2. Результаты производственной практики (по профилю специальности) ………………………………..………..…………………………………..….6

3. Структура и содержание производственной практики (по профилю специальности)……………………………….……………………………….8

4. Условия организации проведения производственной практики (по профилю специальности)……………………………...………………….18

5. Контроль и оценка результатов . производственной практики (по профилю специальности)………………………………………….………21


1. ПАСПОТР ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы

Программа производственной практики является частью ОПОП по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка) в части освоения основных видов профессиональной деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (страховым взносам во внебюджетные фонды) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Цели и задачи производственной практики

Задачей производственной практики по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка) является освоение видов профессиональной деятельности: «Составление и использование бухгалтерской отчетности», предусмотренных ФГОС СПО.

С целью овладения видом деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчетности»студент в ходе данного вида практики должен:

иметь практический опыт:

составления бухгалтерской отчетности и использования её для анализа финансового состояния организации;

составление налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

анализа информации о финансовом положении организации, её платежеспособности и доходности;

уметь:

отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

определение бухгалтерской отчётности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта данных за отчётный период;

методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчётный период;

порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчётный период;

требования к бухгалтерской отчётности организации;

состав и содержание форм бухгалтерской отчётности;

бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчётности;

методы группировки и перенесения обобщённой учётной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчётности;

процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

порядок отражения изменений в учётной политике в целях бухгалтерского учёта;

порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

сроки представления бухгалтерской отчётности;

правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчётность

в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;

форму статистической отчётности и инструкцию по её заполнению;

сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

содержание новых норм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

методы финансового анализа;

виды и приёмы финансового анализа;

процедуры анализа бухгалтерского баланса:

порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;

принципы и методы общей оценки деловой активности организации;

технологию расчета и анализа финансового цикла;

процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3. Количество часов на производственную практику:

Всего 3 недели, 108 часов

Результаты практики

Результатом производственной практики является освоение общих компетенций (ОК) :

Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональных компетенций (ПК) :

Код Наименование результатов практики
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (страховые взносы во внебюджетные фонды) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Тематический план

Коды формируемых компетенций Наименование профессионального модуля Объем времени, отводимыйна практику(час.) Сроки проведения
  Раздел ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности 30.03.-19.04
  Ознакомление с правилам внутреннего распорядка и техникой безопасности.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки
ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (страховые взносы) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Содержание практики

Виды деятельности Виды работ Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ Наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов с указанием конкретных разделов (тем), обеспечивающих выполнение видов работ Количество часов
Составление и использование бухгалтерской отчетности Ознакомление с правилам внутреннего распорядка и техникой безопасности. Ознакомление с правилам внутреннего распорядка и техникой безопасности. МДК. 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности Тема 1. Общие положения по бухгалтерской отчётности   Тема 2. Основные принципы формирования бухгалтерской отчётности   Тема 3. Этапы составления бухгалтерской отчётности     Тема 4. Процедуры предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчётности.   Тема 5. Формы бухгалтерской отчётности
Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам. Заполнение Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств. Понятие и структуру бухгалтерского баланса. Типы изменения статей бухгалтерского баланса. Порядок формирования бухгалтерских проводок по учету имущества и обязательств организации.
Изучение устава организации и других документов, на основании которых зарегистрирована организация. Перечень документов, необходимых для регистрации организации
Ознакомление с размерами уставного капитала организациями и источниками его образования. Понятие уставного капитала. Порядок создания уставного капитала. Порядок формирования бухгалтерских проводок по учету капитала и резервов.
Уточнение оценки отражённых в бухгалтерском учёте активов и пассивов. Уточнение оценки имущества по неаотфактурованным поставкам до даты представления бухгалтерской отчётности. Проведение инвентаризации перед составлением годовой отчётности. Пересчёт в рубли на дату составления бухгалтерской отчётности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Этапы уточнения оценки активов и пассивов бухгалтерского баланса. Понятие неотфрактурованных поставок и их учет. Понятие инвентаризации, порядок ее проведения. Оценка активов и обязательств, приобретенных в иностранной валюте.
Отражение финансового результата деятельности организации: отражение доходов и расходов, относящихся к отчётному периоду, по которым отсутствуют первичные документы; закрытие субсчетов к счёту 90; закрытие субсчетов к счёту91; списание чистой прибыли; сверка данных синтетического и аналитического учёта на дату составления бухгалтерской отчётности. Понятие финансового результата деятельности организации. Порядок определения финансового результата по основной и прочей деятельности. Порядок реформации бухгалтерского баланса. Порядок исчисления суммы налога на прибыль в бюджет. Правильность списания чистой прибыли. Тождество счетов синтетического и аналитического учета.  
Заполнение форм налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, формы налоговой декларации по ЕСН (страховым взносам) Порядок исчисления страховых взносов. Инструкцию по заполнению налоговых деклараций. Порядок заполнения налоговой декларации по страховым взносам.
  Составление и использование бухгалтерской отчетности     Ознакомление с -организацией финансовой службы предприятия; -взаимосвязью финансовой службы с другими отделами предприятия; - должностными обязанностями работников финансовой службы; -правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности. Понятие управления финансами. Цель деятельности финансовой службы коммерческой организации. Структура финансовой службы. Содержание и основные направления финансовой работы в коммерческой организации.     МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема №1 «Сущность и назначение финансовой отчетности предприятия».   Учебная дисциплина «Финансы организаций». Тема 3.1. «Финансовая служба коммерческих организаций (предприятий)  
Оценка имущественного положения и источников финансирования средств организации. Состав и содержание форм «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах», «Отчет об изменениях капитала», «Отчет о движении денежных средств». Виды активов и пассивов. Цель, источники анализа имущественного положения и источников средств организации. Основные задачи анализа имущественного положения и источников средств организации. Методика анализа имущественного положения и источников средств организации. Понятия «капитал». «собственный капитал», заемный капитал». Собственный капитал, его составляющие. Заемный капитал, его составляющие. Методика анализа состава и движения собственного капитала. Методика анализа заемного капитала. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Понятие «Чистые активы», методика их расчета и анализа. Резервы улучшения имущественного и финансового положения организации. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Анализ ликвидности баланса, платежеспособности и кредитоспособности организации. Понятия ликвидности бухгалтерского баланса. Цель, задачи и источники анализа ликвидности баланса, платежеспособности и кредитоспособности организации. Понятие термина «собственные оборотные средства» (СОС). Способы определения величины СОС. Методика анализа собственных оборотных средств. Группы активов и пассивов по степени ликвидности. Методика анализа ликвидности бухгалтерского баланса. Понятие платежеспособности организации. Понятие ликвидности организации. Показатели ликвидности оборотных активов. Методика анализа ликвидности оборотных активов. Критерии оценки неплатежеспособности организации. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Оценка финансовой устойчивости организации. Характеристика финансовой устойчивости организации. Цель, задачи и источники анализа финансовой устойчивости организации. Показатели текущей финансовой устойчивости, методика их анализа. Показатели долгосрочной финансовой устойчивости, методика их анализа. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Анализ расходов организации, состава и структуры затрат, включаемых в себестоимость продукции. Понятия «расходы», «затраты», «себестоимость», их основные виды и классификация». Цель, задачи и источники анализа расходов и затрат организации. Методика анализа себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода. Методика анализа затрат на 1 рубль произведенной продукции. Методика анализа затрат на 1 рубль продаж. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Анализ доходов организаций. Состав и содержание форм «Отчет о финансовых результатах», «Отчет о движении денежных средств». Понятия «доходы» и «финансовые результаты». Виды доходов, порядок их определения. Виды прибыли, порядок расчета показателей прибыли. Цель, задачи и источники анализа доходов и финансовых результатов организации. Методика анализа уровня и динамики показателей прибыли. Методика факторного анализа прибыли от продаж. Методика анализа распределения и использования прибыли. Методика анализа качества прибыли. Методика расчета «финансового рычага». Методика анализа показателей рентабельности. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Расчет показателей движения и использования амортизируемого имущества. Понятия основных фондов и нематериальных активов, их структура. Цель, задачи, источники анализа амортизируемого имущества. Основные задачи анализа амортизируемого имущества. Методика анализа амортизируемого имущества. Методика анализа рентабельности амортизируемого имущества. Резервы повышения эффективности использования амортизируемого имущества. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Ознакомление с общими принципами определения потребности в оборотных средствах на данном предприятии. Расчет совокупной потребности по оборотным средствам. Виды и классификация оборотных средств организации. Цель, задачи и источники анализа состояния, использования оборотных средств и их оборачиваемости. Система показателей оборачиваемости оборотных средств. Методики расчета показателей оборачиваемости. Методика расчета влияния факторов на отклонение по показателям оборачиваемости оборотных активов, анализ результатов расчетов. Методика определения экономического эффекта от изменения оборачиваемости оборотных активов, анализ результатов. Резервы повышения эффективности использования оборотных средств. Анализ движения денежных потоков. Расчет и анализ финансового цикла. МДК. 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности. Тема 2 Анализ формы бухгалтерский баланс Тема 3 Анализ формы «Отчет о финансовых результатах». Тема 4 Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» и формы «Отчет о движении денежных средств»
Выработка практических предложений по изменению деятельности организации, направленных на повышение ее кредитоспособности. Роль пояснительной записки к годовому отчету в раскрытии информации дл анализа финансовой отчетности. Определение резервов по повышению эффективности деятельности предприятия и улучшению его финансового положения. Разработка предложений по улучшению финансового состояния.  
 

Содержание отчета по практике

Наши рекомендации