Вопрос 27 подготовительная работа по составлению отчетности

Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный, и годовой, являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки. Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ.

В частности, процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:

• первый этап - подготовительная работа;

• второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:

а) разработка плана работы по составлению отчётности;

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;

в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.

Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. При подготовке изучают своевременность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам, выявляют полноту и своевременность отражения всех хозяйственных операций.

Основным нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учёта и отчётности, является Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 06.12.2011 № 402 (в редакции Закона РБ от 29.12.2006 г. № 188-З «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности») с изменениями и дополнениями. Этот закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта. К ним относятся: Постановление Министерства финансов РБ от 14.02.2008 г. №19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности. Инструкции по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности и утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов РБ».

Разработка плана работы по составлению отчётности

Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении. В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности. После разработки плана работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ. Составлению бухгалтерской отчетности предшествует подготовительная работа, которая выполняется в соответствии со специальным графиком.

Этапы подготовительной работы:

Производят сверку остатков по счетам аналитического учета с синтетическим. В случае выявления расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению.

2. Проводят инвентаризацию денежных средств и ценностей, основных средств, нематериальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расчетов с дебиторами и кредиторами с тем, чтобы данные годового отчета отражали фактическое наличие имущества, обязательств и требований кредитных организаций.

3. Производят урегулирование обязательств и требований по срочным операциям, учитываемым на счетах раздела "Г" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ, а также дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся на счете № 603 "Расчеты с дебиторами и кредиторами".

4. Начисляют и отражают по соответствующим счетам баланса проценты за декабрь отчетного года.

5. По всем счетам клиентов кредитные организации обеспечивают выдачу выписок из лицевых счетов с остатками по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не позднее чем в первый рабочий день нового года. От всех клиентов должны быть получены письменные подтверждения остатков на указанных счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до представления годового отчета в учреждения Банка России.

6. Начисляют и отражают на соответствующих балансовых счетах резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.

7. Начисляются и отражают на соответствующих балансовых счетах все причитающиеся к уплате до конца отчетного года суммы налогов на прибыль и других обязательных платежей.

8. При наличии остатков на счете "Затраты на капитальные вложения, приобретение нематериальных активов, оборудования для лизинга, произведенные сверх имеющихся ресурсов" принимаются меры к пополнению источников для осуществления затрат капитального характера. В случае отсутствия источников в целях недопущения убытков рассматривают возможность прекращения осуществления данных затрат

Наши рекомендации