Классификация норм и нормативов

Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины ПнП - исследование важнейших принципов и методов используемых в процессе разработки различных технико-экономических обоснований, обеспечивающих формирование теоретических знаний и навыков разработки, обоснования и выбора вариантов развития предприятия.

В результате изучения мы должны:

1. Знать: - информационную базу для планирования

- методы планирования и сферу их применения

- основные плановые показатели и их расчет

- содержание тактического и стратегического планирования

-последовательность разработки бизнес-плана

2. Уметь: - пользоваться источниками эконом. информации, методами и способами планирования

- провести технико-эконом. Плановые расчеты и обосновать варианты деятельности

- составить бизнес-план для нового вида продукции и определить его эффективность

- выявить основные направления поиска резервов повышения эффективности бизнеса путем внедрения системы планирования.

Предмет и методы планирования на предприятии.

Современное ВХП заключается в определение будущего желаемого состояния всего предприятия, его отдельных систем, эконом. показателей и др. конечных результатов и тех. целесообразных решений, которые необходимо осуществлять чтобы вывести фирму из существующего положения в новое – планируемое.

Процесс планирования обычно состоит из 4 основных этапов:

1. Разработка общих целей

2. Определение конкретных задач

3. Выбор основных путей и средств их достижения

4. Контроль за их выполнением.

Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверности исходных показателей характеризующих достигнутый уровень развития. Поскольку каждое предприятие является лишь небольшой частью общей рыночной системы, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микро и макро эконом. показателей.

Сложность рыночного планирования состоит в том, что отдельные макро эконом. процессы (кризисы, стихийные бедствия, изменения в законах и др.) вообще не поддаются точному планированию, многие микро эконом. показатели характеризующие рынок конкурентов, объемы спроса так же не обладают высокой степенью достоверности. Отсюда вытекает, что любое планирование в условиях рынка базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением плана, но и возможность корректировки отдельных плановых показателей. В современных условиях ВХП служит основой реализации таких важнейших показателей как: целеполагание, организация, учет, контроль, регулирование, стимулирование.

Основными объектами изучения в курсе планирования являются все существующие в РФ хоз-ые субъекты, коммерческие организации и юр.лица, главной целью которых является получение прибыли от своей производственной деят-ти.

Методика и технология выполнения планируемой деят-ти на предприятии и определяют в полной мере предмет планирования.

Итоговым предметом любой плановой деят-ти служат проекты планов, характеризующих не только свой собственный предмет, но и определенный объект и систему конкретных показателей его дальнейшего развития.

Сущность и функции рыночного планирования.

Рыночное планирование ВХД служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей эконом. системы хаз-ва, это значит что необходим комплексный системный подход к решению возникающих проблем ни одна из которых не должна рассматриваться изолировано. Рыночное планирование состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к ним.

Любой план должен быть осуществимым жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям системы, он д.б. наилучшим из возможных в данный момент вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения. он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, полученной информации, приобретения знаний и опыта, появления новых проблем и выбора новых целей.

Планирование в условиях рынка так же служит основой осуществления разнообразных эконом., организационных, соц-ых и др. функций, характеризующих степень развития пр-ва. Механизмы взаимодействия требуют объединения их в единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения (эконом. рост, полная занятость, эконом. эф-ть, стабильный уровень цен, эконом свобода, справедливое распределение доходов).

Основные эконом. функции и предстоящие цели предприятия при планирование д.б.тесно связаны с избранной хоз-ой деят-ю и достаточно полно отображаться в кратко- и долгосрочных планах. Планирование ВХД является важной функцией управления пр-ом. Классификация общих управленческих функций представляет собой систему каждое звено которой непосредственно относиться к плановой деят-ти и образует основные функции планирования:

1. Обоснование целей

2. Формирование стратегий

3. Планирование работы

4. Проектирование операций

5. Организация процессов

6. Координация работи

7. Мотивация деят-ти

8. Контроль хода работ

9. Оценка результатов

10. Корректировка целей

11. Изменение планов и др.

Планирование в условиях рынка – процесс непрерывной творческой деят-ти, научно обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших эконом. и соц. целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения, выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты нормы ограниченных расходуемых ресурсов и полученных совокупных доходов на всех стадиях и уровнях управления.

Виды и содержание внутрифирменного планирования.

Основным объектом ВХП на предприятии служит взаимосвязанная система планово-эконом. показателей, характеризующих процесс пр-ва, распределения и потребления товаров и ресурсов. В зависимости от выбранной цели, применяемых методов, уровня принимаемых решений и др. факторов принято выделять 2 основных вида планирования:

1. Технико-эконом. планирование – предусматривает разработку целостной системы показателей развития эконом. предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. Входе этого обосновывают оптимальные объемы пр-ва на основе учета взаимодействия спроса и предложения, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рац. нормы их использования, определяются конечные финн-эконом. показатели.

2. Оперативно-производственное планирование – последующее развитие и завершение технико-эконом. планов предприятия. На этом этапе устанавливают текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и раб. местам, осуществляют разнообразные орг-управленческие воздействия с целью корректировки процесса пр-ва.

Все виды планирования на предприятии м.б. систематизированы по следующим основным классификационным признакам:

1. По содержанию планов:

- технико-эконом.

- оперативно-производственное

- орг.-технологическое

- соц.-трудовое

- снабженческо-сбытовое

- финн-инвестиционное

-бизнес планирование и др

2. По уровню управления:

- фирменное, корпоративное, заводское – высшее звено управления

- цеховая система – среднее звено

- участковая, бригадная, индивидуальная – нижнее звено

3. По методам обоснования

- рыночное

- индивидуальное

- административное (централизованное)

4. По времени действия:

- краткосрочное (смена, сутки, неделя, декада, месяцы, квартал и т.д.)

-среднесрочное (1-3 года)

- долгосрочное (3-10 лет)

5. По сфере применения:

- межцеховое, - внутрицеховое, - бригадное, - индивидуальное

6. По стадиям разработки:

- укрупненное, - уточненное

8. По типам целей учитываемых в планировании:

- оперативное – выбор средств решения задач, которые поставлены или установлены руководством, являющимися традиционными для предприятия. Основная задача – выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работ или стоящих оперативных задач.

- тактическое – обоснование задач и средств необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

- стратегическое – выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов.

- нормативное – не имеет установленных границ или фиксированного горизонта, требует открытого и обоснованного выбора средст, задач, целей и идеалов.

Виды временной ориентации планов

В зарубежной практике планирования выделяют 4 основных вида временной ориентации планов:

1) реактивное – направлено на анализ предшествующего опыта и истории развития производства, чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

2) инактивное – ориентируется на существующее положение фирмы и не предусматривает как возвращение к прежнему состоянию так и продвижение вперед. Его основная цель – выживание и стабильность.

3) Преактивное – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы . Опирается на все достижения науки и техники, широко применяет эксперимент и прогнозирование, но мало использует накопленный опыт.

4) Интерактивное – заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Она ориентирована на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего , направлена на повышение уровня индивидуальной организации и общественного развития предприятия и всей страны.

Принципы и методы планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Фойолем:

1) Необходимость – повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности

2) принцип единства планов – разработка общего, сводного, комплексного плана соц.-экономического развития предприятия, включающего отдельные планы производства, продаж, издержек, доходов, планы подразделений и служб, которые должны быть тесно связаны с общим планом. Единство – общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений на горизонтальных и вертикальных уровнях планирования и управления.

3) Принцип непрерывности планов – на каждом предприятии процессы планирования , организации и управления производством являются взаимосвязанными и должны осуществляться постоянно и без остановок.

4) Гибкости – возможность корректировки установленных показателей и координации плановой экономической деятельности, все планы должны содержать резервы.

5) Принцип точности – всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие с учетом его финн. состояния, положения на рынке.

В современной практике планирования также используются следующие принципы:

- системность

- целенаправленность

- комплексность

- оптимальность

- эффективность

- научность

- объективность

-динамичность

В зависимости от главных целей, используемой исходной информацией, нормативной базой различают следующие методы планирования:

-научный

-экспериментальный

- нормативный

- балансовый

- системно-аналитический

- программно-целевой

- экономико-математический

-проектно-вариантный

В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяют в чистом виде. В основе эффективного ВХП должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия.

Функции плановых служб на предприятии

Планирование и управление деятельностью предприятия тесно связаны между собой общими функциями производственного менеджмента:

- выбор целей

- определение ресурсов

- организация процессов

- контроль исполнения

- координация работы

- корректировка задач

- мотивация персонала

- оплата труда

В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители.

Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития, обосновании целей предприятия, выборе основных способах ее достижения, определении методов и технологий разработки планов.

Руководители других звеньев управления и специалисты плановых служб разрабатывают текущие и тактические планы. В их функции также входят анализ внутренней и внешней среды, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов.

Руководство плановых служб осуществляет общие, научные и методологические функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал плановых служб совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии, выборе и обосновании целей, создании нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатах работ.

Структура плановых служб на предприятии

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, в цехах и отделах организуют планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит от размеров, характеристики продукции, положения на рынке, формы ее собственности, уровня платежеспособности.

При безцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена, структура управления может строиться по принципам линейной и функциональной подчиненности. При линейной структуре управление осуществляется вышестоящим руководителем ко всем нижестоящим сотрудникам.

При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным ф-иям не зависимо от того кто их осуществляет.

На отечественных предприятиях наибольшее распространение получила линейно-функциональная структура управления, недостатком которой считают невосприимчивость к различным изменениям рыночной среды, необходимость множества вертикальных и горизонтальных согласований, усложняющих принятие плановых и управленческих решений. В условиях рыночных отношений существует множество организационных структур управления, которые могут быть использованы как в производственной так и в плановой сфере деятельности предприятия. Каждой фирме следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует ее стратегическим планам, обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и способствует достижению поставленных целей. Структура организации в условиях рынка не может оставаться неизменной, т.к. под воздействием многих факторов происходят непрерывные изменения внутренней среды и внешнего окружения, которые должны учитываться не только в процессе плановой, но и управленческой деятельности.

Понятие о плановых нормах и нормативах.

1) в энцикл словаре: норма – руководящее начало, правило, образец, признанный обязательным порядок, установл мера, ср вел-на чего-либо. Норматив – расчетная вел-на затрат раб времени, матер и ден рес-в, применяемых в нормировании, планировании и хоз деят-ти предпр.

2) Методические рекомендации по созданию НиН: норма – планово-экономический показатель, хар-щий уд вел-ну расхода рес-в, утверждаемую в устан порядке и рассчитанную на основе аналза развития научно-техн достижений, обеспечивающих высокое качество продукции и экономное использование ресурсов. Норматив – вел-на, используемая при расчете норм, т.е. поэлементные составляющие нормы.

3) Основные положения по нормированию расхода материалов в про-ве: норма – макс допустимое плановое кол-во сырья и материалов на изготовление ед прод-и установленного кач-ва и в планируемых условиях произ-ва. Норматив – уд расход сырья и материалов на ед массы, площади, объема, длины при выполнении ПП.

4) Совр эконом лит-ра: норма – макс допустимая вел-на абс расхода рес-в на произ-ве ед прод-и установленного кач-ва. Норматив – относ пок-ль использования рес-в на произ-во ед прод-и в зав-ти от условий произ-ва.

С научной т.зр. норматив – единая средневзв вел-на расхода эконом рес-в, сложившаяся в действ рын условиях и обеспечивающая эффективное их исп-ние. Это эталон расхода разл рес-в на произ-во ед прод-и, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рын отношений.

Норма – научно-обоснованная вел-на расхода эконом рес-в на произ-во ед прод-и в конкр произв-техн условиях. Нормы в отличие от нормативов имеют конкр внутрихоз назначение. Они создаются для соотв усл раб места, имеющего опред типа произ-ва и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особ-ти развития предпр.

Классификация норм и нормативов

Признаки:

1) По видам рес-в: регулирующие величину затрат ср-в произ-ва, предметов труда, затрат раб силы.

2) По стадиям производства: текущие, страховые, технологические, транспортные, произв запасов, незаверш произ-ва, ГП.

3) По выполняемым функциям: плановые, экономические, технические, организационные, социальные, трудовые, экологические, управленческие, правовые.

4) По времени действия: перспективные, годовые, текущие, усл-пост, временные, разовые, сезонные.

5) По сфере распространения: межотраслевые, отраслевые, внутрипроизв, международные, федеральные, республиканские, региональные, муниципальные, местные.

6) По методам установления: научно-обоснованные, расчетно-аналитические, экспериментальные, аналитически-исследовательские, отчетно-статистические и др.

7) По форме выражения: табличные, графические, аналитические.

8) По степени детализации: индивидуальные и групповые, дифференцированные и укрупненные, частные и общие, специфические и сводные.

9) По численным значениям: оптимальные, допустимые, макс, мин, средние.

10) По целевому назначению: расходные, технические, оценочные, технико-эконом, оперативно-произв, календарно-плановые.

Наши рекомендации