Подготовительные работы по составлению годовой бухгалтерской отчетности

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо выполнить ряд подготовительных работ, основными из которых являются:

- Проверка на соответствие действующему законодательству положений учетной политики и подготовку необходимых изменений на следующий год;

- Инвентаризация имущества и обязательств в соответствии с требованиями Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»;

- Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации независимо от сроков окончания в отчетном году;

- Отражение в бухгалтерском учете ошибок и искажений, выявленных контролирующими органами, аудиторами и самой организацией при подготовке и составлении годовой бухгалтерской отчетности;

- Проведение переоценки основных средств, незавершенного строительства и других имущества и обязательств, предусмотренных законодательством РБ;

- Отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете отчетного года;

- Исключение из учета методом сторнирования созданных и неиспользованных на конец года резервов;

- Закрытие счетов аналитического и синтетического учета, то есть подсчет оборотов и выведение сальдо на конец месяца; сверка встречных сумм по учетным регистрам;

- Закрытие счетов по учету финансовых результатов, распределение прибыли;

- Составление пояснительной записки к годовому отчету;

- Подготовка изменений в учетную политику организации.

Проведение итоговой инвентаризации в конце отчетного года является обязательным. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации.

При оформлении итоговых документов по результатам инвентаризации следует учитывать выявленную пересортицу ТМЦ, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными учета отражаются на счетах. Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, при этом составляются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 01, 04, 07, 08 К-т с ч. 91приходуются излишки основных средств и т.п.

Д-т сч 10, 41, 43 К-т с ч. 90приходуются излишки материалов, товаров и др.

При установлении недостачи по результатам инвентаризации определяются ее причины. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм – на виновных лиц. Списание убытков от недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли может быть произведено:

1. за счет виновных лиц:

- если лица признаны виновными решениями суда

- если лица являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

- в других случаях, когда в соответствии с законодательством работник может быть привлечен к полной или ограниченной материальной ответственности.

Д-т сч. 94 К-т с ч. 01, 04, 10, 41, 43 и др.отражаются суммы недостачи

Д-т сч. 73 К-т с ч. 94суммы недостачи относятся на виновных лиц

2. за счет доходов организации:

- если решениями следственных или судебных органов подтверждено отсутствие виновных лиц;

- если имеется решение суда об отказе во взыскании с этих лиц ущерба по причине необоснованного иска.

Д-т сч. 91 К-т с ч. 94при списании недостачи ОС, НА и т.п.

Д-т сч. 90 К-т с ч. 94при списании недостачи материалов, товаров и т.п.

Отражение в бухгалтерском учете ошибок и искаженийосуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок.

Порядок исправления ошибок зависит от того, к какому периоду относятся выявленные ошибки и отклонения. При этом обнаружение и исправление ошибки не влияет на данные бухгалтерской отчетности, когда ошибка обнаружена в текущем месяце. В других случаях, когда промежуточная (месячная, квартальная) отчетность уже составлена, ошибка исправляется на дату ее обнаружения.

При обнаружении ошибки составляются бухгалтерская справка или бухгалтерская справка расчет, которые являются первичными учетными документами и служат основанием для отражения исправления в бухгалтерском учете.

Проведение переоценки основных средств, незавершенного строительства и других имущества и обязательств производится в случаях, определенных Указом № 622. Датой переоценки является 1 января. Проведение обязательной переоценки зависит от роста стоимости производства новых основных средств за период, прошедший с момента последней переоценки. Если индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, публикуемый Министерством статистики и анализа РБ за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, составит 103% и более, то организации обязаны провести переоценку имущества по состоянию на 1 января следующего года.

Переоценке подлежат числящиеся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основные средства, незавершенные строительством объекты и неустановленное оборудование. Объекты, числящиеся на забалансовых счетах, не переоцениваются.

Существуют 3 метода переоценки:

- прямой оценки;

- пересчета валютной стоимости;

- индексный.

прямой оценки - пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с использованием документов и материалов, подготовленных организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектом, занимающимся оценочной деятельностью;

пересчета валютной стоимости - пересчет стоимости объектов имущества в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на 31 декабря отчетного года;

индексный - пересчет стоимости объектов имущества с использованием коэффициентов изменения их первоначальной и (или) остаточной стоимости на 1 января года, следующего за отчетным, дифференцированных по периодам принятия объектов на бухгалтерский учет;

Результаты переоценки отражаются в ведомости переоценки основных средств, в ведомости переоценки не завершенных строительством объектов, в ведомости переоценки неустановленного оборудования и соответствующих актов результатов переоценки (акт результатов переоценки основных средств и т.д.).

отражение дооценки, если ранее не было уценки

Д-т сч. 01 К-т сч. 83отражается сумма дооценки основного средства

Д-т сч. 83 К-т сч. 02на сумму дооценки накопленной амортизации ОС

После сверки данных аналитического и синтетического учета проводится закрытие счетов финансовых результатов и распределение прибыли.

Состав, содержание и характеристика типовых форм годовой бухгалтерской отчетности.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

- тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Показатели бухгалтерской отчетности приводятся в миллионах белорусских рублей в целых числах.

В состав общегосударственной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включены следующие типовые формы:

- бухгалтерский баланс (ф. 1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. 2);

- отчет об изменении собственного капитала (ф. 3);

- отчет о движении денежных средств (ф. 4);

- отчет об использовании целевого финансирования (ф. 5).

- примечания к бухгалтерской отчетности

К бухгалтерской отчетности должны прилагаться примечания и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту).

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. В нем отражается имущество организации - по составу и размещению и по источникам его образования. Состоит из 5 разделов:

I Долгосрочные активы

II Краткосрочные активы

III Собственный капитал

IV Долгосрочные обязательства

V Краткосрочные обязательства

Другие формы бухгалтерской отчетности (кроме бухгалтерского баланса) дополняют, уточняют и расшифровывают отдельные показатели бухгалтерского баланса.

В отчете о прибылях и убытках расшифровываются до­ходы и расходы организации, обеспечивается получение прибыли (убытка) в отчетном периоде. Доходы и расходы сгруппированы таким образом, чтобы можно было проанализировать формирование прибыли (убытка) организации от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В этой же форме отражается общая сумма прибыли по предприятию, налог на прибыль, изменение налоговых активов и налоговых обязательств, базовая и разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Отчет об изменении собственного капитала (форма 3) содержит информацию об уставном, добавочном и резервном капитале, нераспределенной прибыли (непокры­том убытке), чистой прибыли (убытке), их увеличение и уменьшение на протяжении отчетного года.

Отчет о движении денежных средств (форма 4) содержит сведения о потоках денег в организации по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, при этом отражаются поступления по видам поступлений и расходование денежных средств по направлениям использования.

В примечаниях к бухгалтерской отчетности характеризуется деятельность организации в отчетном году.

Примечания к бухгалтерской отчетности должны содержать:

- описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;

- способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;

- дополнительную информацию по статьям бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, представленную в том порядке, в котором показаны статьи в указанных отчетах;

- дополнительную информацию, которая не содержится в формах отчетности но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;

- иную информацию.

Наши рекомендации