Анализ себестоимости промышленной продукции
Объектами анализа являются следующие показатели:
- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
- затраты на 1 рубль товарной продукции;
- себестоимость сравнимой товарной продукции;
- себестоимость отдельных изделий;
- отдельные элементы и статьи затрат.
Источники информации – отчет о затратах на производство и реализацию продукции.
I Этап. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции
На этом этапе проводится сравнительный анализ изменения динамики состава и структуры полной себестоимости, либо по элементам затрат, либо по статьям калькуляции.
ПРИМЕР: | Таблица 10 | ||||||
Элемент затрат | Сумма затрат, тыс. руб. | Структура затрат, % | |||||
План | Факт | абс. откл. | План | Факт | абс. откл. | ||
1. Материальные затраты 2. Зарплата 3. Отчисления в ФСС 4. Амортизация 5. Прочие произв. расходы Итого произв. затрат 6. Коммерческие расходы Полная с/с, в т.ч. - переменные расходы - постоянные расходы | 73532 77952 | 79118 84168 | + 3578 + 965 + 290 + 350 + 403 + 5586 + 630 + 6216 + 4771 + 1445 | 36,13 26,3 7,89 4,04 19,97 94,33 5,67 - 70,00 30,00 | 37,72 25,13 7,65 4,1 18,97 9,4 5,99 - 70,50 29,5 | + 1,59 - 1,17 - 0,24 +0,06 - 1,0 - 0,33 + 0,32 - + 0,5 - 0,5 | |
Таким образом, за анализируемый период фактические затраты превысили планируемые на 6216 тыс. руб. или на 8%. При этом произошел перерасход по всем элементам затрат, особенно по материальной части (+ 3578 тыс. руб.). Выросла сумма как переменных затрат (+ 4771 тыс. руб.) так и постоянных расходов (+ 1445 тыс. руб.). Изменилась и структура затрат, выросла доля материальных затрат на 1,59 и амортизационные отчисления на 0,06%. Снизилась доля зарплаты на 0,24%.
II Этап.Факторный анализ полной себестоимости
, где TFC – общие постоянные издержки; TVC – общие переменные издержки;
, где AVCi – средние переменные издержки i-того вида изделия.
Факторы влияния на изменение себестоимости:
1. изменение натурального объема выпуска;
2. изменение структуры продукции;
3. изменение удельных переменных затрат i-того вида изделия;
4. изменение суммы постоянных затрат.
Модель смешанного типа, анализ проведем методом цепных подстановок.
1)Определим влияние на прирост полной себестоимости изменения условно натурального объема выпуска:
;
Обозначения: - базовый натуральный объем при базовой структуре;
- фактический натуральный объем при базовой структуре;
- фактический объем при фактической структуре.
2)Определим влияние на прирост полной себестоимости изменения структуры выпуска продукции:
3)Определим влияние на прирост полной себестоимости изменения удельных переменных затрат (на единицу продукции):
4)Определим влияние на прирост полной себестоимости изменения суммы постоянных затрат:
Проверка:
III Этап.Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции
Затраты на 1 руб. товарной продукции (З1ТП)– это обобщающий показатель, может рассчитываться в любой отрасли производства, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Факторная модель:
З1ТП - отношение общих затрат на производство и реализацию товарной продукции и стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
1)Определим влияние на прирост затрат на 1 руб. товарной продукции изменения условно натурального объема:
2)Определим влияние на прирост затрат на 1 руб. товарной продукции изменения структуры выпуска:
3)Определим влияние на прирост затрат на 1 руб. товарной продукции изменения удельных переменных затрат:
4)Определим влияние на прирост затрат на 1 руб. товарной продукции изменения суммы постоянных затрат:
5)Определим влияние на прирост затрат на 1 руб. товарной продукции изменения средних отпускных цен:
Проверка:
IV Этап.Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции
К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производящиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в предшествующем году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.
Анализ ведется аналогично анализу полной себестоимости продукции.
Факторы влияния на изменение себестоимости:
1. изменение натурального объема сравнимой продукции;
2. изменение структуры сравнимой продукции;
3. изменение удельных переменных затрат i-того вида изделия сравнимой продукции;
4. изменение суммы постоянных затрат сравнимой продукции.
Модель смешанного типа, анализ проведем методом цепных подстановок.
1)Определим влияние на прирост себестоимости сравнимой продукции изменения условно натурального объема:
2)Определим влияние на прирост себестоимости сравнимой продукции изменения структуры выпуска:
3)Определим влияние на прирост себестоимости сравнимой продукции изменения удельных переменных затрат:
4)Определим влияние на прирост себестоимости сравнимой продукции изменения суммы постоянных затрат:
Проверка:
V Этап.Анализ себестоимости важнейших изделий
Предварительно проводится АВС-анализ для определения категорий А, В, С изделий по стоимости затрат в общей себестоимости. Это один из вариантов. Либо по доли в объеме реализации. Далее анализируется себестоимость изделий из группы А.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости:
- анализируют отчетные калькуляции по отдельным видам изделий;
- сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям калькуляции;
- проводитсяфакторный анализ:
На изменение себестоимости единицы изделия (отдельного вида) влияет:
· изменение натурального объема выпуска по этому виду изделия;
· изменение удельных переменных затрат по этому виду изделия;
· изменение суммы постоянных затрат на этот вид изделия.
Это модель смешанного типа, анализ ведется методом цепных подстановок.
1)Определим влияние на прирост себестоимости отдельного вида продукции изменения условно натурального объема:
2)Определим влияние на прирост себестоимости отдельного вида продукции изменения удельных переменных затрат:
3)Определим влияние на прирост себестоимости отдельного вида продукции изменения суммы постоянных затрат:
Проверка:
VI Этап. Анализ косвенных затрат
Проводится путем сравнения их фактической величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5 – 10 лет (трендовый анализ), а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, какая наблюдается тенденция роста или снижения.
В процессе анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменения затрат, анализируются все элементы косвенных затрат.
VII Этап.Определение резервов снижения себестоимости единицы продукции
· Увеличение объема производства. Должно быть подтверждено маркетинговыми исследованиями, производственными возможностями;
· Новые технологии, т.е. за счет роста производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования.
· Снижение брака.
· Сокращение непроизводственных затрат и непроизводительных расходов.
Величина резерва может быть определена следующим образом:
где АСвозм – возможная себестоимость единицы продукции;
АСфакт – фактическая себестоимость единицы продукции.
где DТС резерв – возможное изменение общей суммы затрат после мероприятия;
DТСдоп – дополнительные затраты в связи с проведением мероприятия;
DQпр – прирост объема производства.