Аудиторский контроль в России: понятие, виды, субъекты, основы финансово-правового регулирования.
Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.
Развитие рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, создание предприятий различных форм собственности, расширение внешнеэкономических связей резко повысили требования к финансовой надежности субъектов хозяйствования и объективности при оценке их финансового состояния. Это привело к необходимости создания в России системы аудита.
Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.
В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется навнутренний ивнешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений ио экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.
Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.
Основными целями аудиторских проверок являются: проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, экспертиза финансового состояния субъекта хозяйствования, разработка рекомендаций по повышению его финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешние аудиторские проверки проводятся в точном соответствии со стандартами и требованиями федерального законодательства, строго регламентирующего обязанности и ответственность аудиторских организаций.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).
Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.
Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:
§ постановку и ведение бухгалтерского учета;
§ составление налоговых деклараций;
§ проведение финансового анализа;
§ обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;
§ консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.
Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.
Основные задачи аудиторской проверки:
§ установить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства;
§ установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;
§ проверить законность осуществленных финансовых операций;
§ проверить правильность составления налоговых деклараций.
Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:
§ положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;
§ с замечаниями, когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;
§ отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.
В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации — заказчика проверки).
Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. Это могут быть взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность.
Аудиторский финансовый контроль в России развивается. Сфера его деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос та спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.