Автоматизация управления финансами. Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико -математических методов и

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико -математических методов и электронно - вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов. Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно - технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами.

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.

В управлении государственными финансами используются АСФР. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д.

В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов- районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.

АСУ- это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.

25.Органы управления финансами + 26. Управление финансами на фед. уровне.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от гос. устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. В РФ главными властными структурами по управлению финансами являются Фед. Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении фед. бюджета и отчета о его исполнении.

На общегос. уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам ГосДумы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Фед. служба налоговой полиции РФ; Гос. Таможенный Комитет РФ; Фед. Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство гос. имущества; исп. дирекции внебюджет. фондов соц. назначения.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает ФЗ о фед. бюджете на предстоящий год и т.д. Фед. Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает фед. бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность. Правительство РФ является единым центром управления финансами.

Органом, на практике осуществляющим реализацию финанс. политики, является Минфин РФ. Оно обеспечивает единство финанс., денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность фед. органов исп. власти.

В границах обозначенной компетенции Минфин РФ: осуществляет методическое руководство в сфере фин. планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку фед. бюджетного плана; принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса фин. ресурсов страны; обеспечивает исполнение фед. бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджет. средств по целевому назначению.

Фед. налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Фед. агентство по управлению фед. имуществом управляет гос. имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи гос. имущества).

Фед. служба по фин. рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Фед. казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за фед. денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Фед. Собранию.

В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении фин. и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют зак. и исп. ОГВ и МСУ

****

Депутаты обеих палат Фед. Собрания РФ, рассм. и утверждающие проект закона о фед. бюджете и отчете о его исполнении, другие финанс. и связанные с ними зак. акты, правительственные программы, могут, обладая правом зак. инициативы, вносить на рассмотрение проекты фин. зак. актов, поправки в действующее зак-во. ГосДума заслушивает отчет Правит-во РФ об исполнении фед. бюджета. ГД и Совет Федерации формируют Счетную палату РФ — орган гос. фин. контроля зак. власти РФ.

Участие Президента РФ в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Фед.Собранию, в том числе ежегодном Бюджет. послании, с подписанием законов по фин. вопросам, внесением проектов фин. законодат-ва, изданием указов, осуществлением гос. фин. контроля.

Правит-во РФ, ответственное за разработку и реализацию финанс. политики России, составление и исполнение фед. бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финанс. и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию фин. законодат-ва. Оно определяет задачи, функции фед. органов исп. власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства РФ, по управлению финансами. Современные задачи и функции Минфин РФ определены в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре фед. органов исп. власти»: Нормотворческие функции осуществляют фед. министерства, надзорные и управленческие — фед. службы и агентства.

Фед. службы, подчиненные Минфин РФ

Основными задачами Минфина России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Минфин РФ» являются выработка единой гос. финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу гос. долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухучета и бухотчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспорт. средств.

Основные функции Минфина:

1. разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджет. полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

2. разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

3. разработка проекта закона о фед. бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении фед. бюджета и консолидированного бюджета РФ;

4. координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

5. управление гос. долгом РФ и эмиссию гос. ценных бумаг от имени РФ;

6. ведение книги учета гос. долгов и регистрации эмиссии гос. ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;

7. разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Минфин РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы фед. казначейства. Фед. казначейство было создано в РФ в составе Минфин РФ в 1993 г. для обеспечения оперативного управления средствами фед. бюджета. Проблемы исполнения фед. бюджета вызвали необходимость создания специального органа — Фед. казначейства, к которому от банков перешли учетно-контрольные функции. Ст. 78 КРФ: фед. органы исп. власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, примером этого являются органы Фед. казначейства, представляющего собой строго централизованную систему, во всех субъектах РФ.

Органам фед. казначейства открыты счета в подразделениях ЦБ РФ и уполномоченных банках по учету средств фед. бюджета, следовательно, у них есть возможность контролировать деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению платежных поручений налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование исполнения доходов и расходов фед. бюджета. Они открывают и ведут лицевые счета бюджет. учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств фед. бюджета. Казначейство России также осуществляет распределение регулирующих налогов между бюджетами разного уровня, а также гос. внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.). !!Приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы фед. казначейства. Они составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении фед. бюджета. Наиболее близко по функциям к российскому казначейству Гос. казначейство Франции.

Наши рекомендации