Операционная функция в организации
Лабораторная работа № 1
Цель работы.
1) Знакомство с задачами, решаемыми в рамках реализации операционной функции в организации.
2) Приобретение навыков и умения выделять отдельные функции и операции в деятельности организаций.
3) Освоение техники расчета эффективности и результативности в рамках операционной функции.
Структура большинства организаций базируется на делении по функциям. Типичная производственная организация может иметь структуру, представленную на рис. 1.
Конкретное расположение тех или иных обязанностей может варьироваться, причем в весьма широком диапазоне. Порой функция закупок полностью подчиняется производственному отделу, обеспечение качества – отделам исследований и разработок, а иногда – тому же маркетингу. В некоторых организациях имеется обособленная функция технической службы, которая включает в себя исследования и разработки, производственный инжиниринг, обеспечение качества, обработку данных и даже производственный контроль. Поэтому мы говорим, что на рис. 1.1 изображена наиболее типичная организация.
Рис 1. Производство и связанные с ним организационные функции
На рис. 2 представлена общая схема информационных потоков между производством и остальными подразделениями. Например, финансовый отдел отвечает за калькуляцию себестоимости, произведенной в производственных цехах, составление бюджетов и т. д., но он может делать это лишь в том случае, если производство будет своевременно обеспечивать его точной информацией об использовании рабочей силы и материалов.
В сфере услуг ситуация обычно не столь определенная, но в крупных организациях чаще всего прослеживаются аналогичные структуры.
Операционная функция – это основа основ любой организации, она взаимодействует со всеми остальными ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям (т. е. как услуги), в то время как финансы не только представляют собой услугу, но и выполняют контролирующую функцию. Не столь однозначны отношения с отделами исследований и разработок и маркетинга. Оба они более нацелены на задачи корпоративного характера и зачастую рассматривают операции как нечто само собой разумеющееся, призванное помогать им в работе.
Рис. 2. Информационные потоки между производством и остальными функциями
Иллюстрацией этого конфликта являются часто присутствующие, но несовместимые взгляды отделов продаж и производства, когда в первом уверены, что единственная функция производства – делать то, что вторые должны продавать, а во втором считают, что основная задача торговли – продавать то, что первые должны производить. На самом деле и те и другие должны находить возможности для удовлетворения потребности рынка.
На рис. 3 показано место операционных элементов в организационной структуре производственной компании и сервисного предприятия. Кроме определенной разницы в терминологии, сервисные и производственные организации отличаются также и своей структурой. В компании, работающей в сфере производства, как правило, вся операционная деятельность группируется таким образом, чтобы продукция изготовлялась в одном и том же подразделении, а в сервисных фирмах ее элементы разбросаны по всей организационной структуре.
Рис. 3 Место операционного менеджмента
в организационной структуре предприятий различных типов
Так, например, составление графиков предварительных заказов билетов в авиакомпании является частью производственного процесса будущего воздушного путешествия, даже несмотря на то, что эта операция выполняется неоперационным подразделением. Это еще более очевидно в случае банков, в которых часто бывают отделы "наличных" банковских операций и отделы операций по обработке чеков. В производственной сфере менеджер по производственным вопросам отвечает за управление различными вспомогательными операциями, выполнение которых необходимо для производственного процесса.
Задание:
1) Изучить сущность понятий, связанных с операционной функцией в организации. Нарисовать схему функций в разрезе маркетинг, финансы /учет и производство/операции, выбрав свой вариант из табл.1.
Таблица 1
Вариант | Организация |
Больница | |
Ювелирная фабрика | |
Химический завод | |
Производство тракторов | |
Кондитерская фабрика | |
Строительная компания | |
Швейная фабрика | |
Парикмахерская | |
Хлебокомбинат | |
Авиакомпания | |
Туристическая фирма | |
Банк |
2) Нарисовать блок-схему производственных (сервисных) операций организации согласно выбранному варианту.
Рис. 3 Пример фрагмента блок-схемы производственных операций для типографского производства
3) Заполнить таблицу 2, определить эффективность операционной функции и условия минимизации издержек производства.
Количественные методы оценки эффективности операций:
Расчет KPI-эффективности. Для расчета этого показателя следует выполнить следующие действия.
Шаг 1: фиксируется перечень операций, которые мы идентифицируем как операционный функционал.
Шаг 2: путем проведения хронометража в нескольких точках фиксируется тайминг (норматив) - время, которое при нормальной работе систем должно быть затрачено на выполнение данной операции.
Нормальный уровень данного показателя на отметке 80%
Качественные методы оценки эффективности операций:
Для определенных операционных процедур была установлена предельная норма ошибок на определенное количество операций (например, при открытии счетов, при обработке платежных поручений, поступающих по системе «Клиент–Банк», и др.):
где V - количество операций конкретного вида в отчетном периоде;
P - минимальный объем операций, на который допускается не более одной ошибки;
F - фактическое количество ошибок в отчетном периоде по конкретному виду операции.
Если Q > 0, норматив соблюдается, в противном случае - требуется принятие управленческого решения.
Таблица 2
Количественная и качественная оценка эффективности операций
В-т | Организация | К-во операций | Ср. норматив Времени, час. | Время работы, час. | KPI | V | P | F | Q |
Больница | |||||||||
Ювелирная фабрика | |||||||||
Химический завод | |||||||||
Производство тракторов | |||||||||
Кондитерская фабрика | |||||||||
Строительная компания | |||||||||
Швейная фабрика | |||||||||
Парикмахерская | |||||||||
Хлебокомбинат | |||||||||
Авиакомпания | |||||||||
Туристическая фирма | |||||||||
Банк |
4) Оформить отчет по выполнению лабораторной работы. Сделать выводы.