Операционная функция в организации

Лабораторная работа № 1

Цель работы.

1) Знакомство с задачами, решаемыми в рамках реализации операционной функции в организации.

2) Приобретение навыков и умения выделять отдельные функции и операции в деятельности организаций.

3) Освоение техники расчета эффективности и результативности в рамках операционной функции.

Структура большинства организаций базируется на делении по функциям. Типичная производственная организация может иметь структуру, представленную на рис. 1.

Конкретное расположение тех или иных обязанностей может варьироваться, причем в весьма широком диапазоне. Порой функция закупок полностью подчиняется производственному отделу, обеспечение качества – отделам исследований и разработок, а иногда – тому же маркетингу. В некоторых организациях имеется обособленная функция технической службы, которая включает в себя исследования и разработки, производственный инжиниринг, обеспечение качества, обработку данных и даже производственный контроль. Поэтому мы говорим, что на рис. 1.1 изображена наиболее типичная организация.

Операционная функция в организации - student2.ru
Рис 1. Производство и связанные с ним организационные функции

На рис. 2 представлена общая схема информационных потоков между производством и остальными подразделениями. Например, финансовый отдел отвечает за калькуляцию себестоимости, произведенной в производственных цехах, составление бюджетов и т. д., но он может делать это лишь в том случае, если производство будет своевременно обеспечивать его точной информацией об использовании рабочей силы и материалов.

В сфере услуг ситуация обычно не столь определенная, но в крупных организациях чаще всего прослеживаются аналогичные структуры.

Операционная функция – это основа основ любой организации, она взаимодействует со всеми остальными ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям (т. е. как услуги), в то время как финансы не только представляют собой услугу, но и выполняют контролирующую функцию. Не столь однозначны отношения с отделами исследований и разработок и маркетинга. Оба они более нацелены на задачи корпоративного ха­рактера и зачастую рассматривают операции как нечто само собой разумеющееся, призванное помогать им в работе.

 
  Операционная функция в организации - student2.ru

Рис. 2. Информационные потоки между производством и остальными функциями

Иллюстрацией этого конфликта являются часто присутствующие, но несовместимые взгляды отделов продаж и производства, когда в первом уверены, что единственная функция производства – делать то, что вторые должны продавать, а во втором считают, что основ­ная задача торговли – продавать то, что первые должны произво­дить. На самом деле и те и другие должны находить возможности для удовлетворения потребности рынка.

На рис. 3 показано место операционных элементов в организационной структуре производственной компании и сервисного предприятия. Кроме определенной разницы в терминологии, сер­висные и производственные организации отличаются также и своей структурой. В компании, работающей в сфере производства, как правило, вся операционная деятельность группируется таким образом, чтобы продукция изготовлялась в одном и том же подразделении, а в сер­висных фирмах ее элементы разбросаны по всей органи­зационной структуре.

Операционная функция в организации - student2.ru

Рис. 3 Место операционного менеджмента
в организационной структуре предприятий различных типов

Так, например, составление графи­ков предварительных заказов билетов в авиакомпании яв­ляется частью производственного процесса будущего воздушного путешествия, даже несмотря на то, что эта операция выполняется неоперационным подразделением. Это еще более очевидно в случае банков, в которых часто бывают отделы "наличных" банковских операций и отде­лы операций по обработке чеков. В производственной сфере менеджер по произ­водственным вопросам отвечает за управление различны­ми вспомогательными операциями, выполнение которых необходимо для производственного процесса.

Задание:

1) Изучить сущность понятий, связанных с операционной функцией в организации. Нарисовать схему функций в разрезе маркетинг, финансы /учет и производство/операции, выбрав свой вариант из табл.1.

Таблица 1

Вариант Организация
Больница
Ювелирная фабрика
Химический завод
Производство тракторов
Кондитерская фабрика
Строительная компания
Швейная фабрика
Парикмахерская
Хлебокомбинат
Авиакомпания
Туристическая фирма
Банк

2) Нарисовать блок-схему производственных (сервисных) операций организации согласно выбранному варианту.

Операционная функция в организации - student2.ru

Рис. 3 Пример фрагмента блок-схемы производственных операций для типографского производства

3) Заполнить таблицу 2, определить эффективность операционной функции и условия минимизации издержек производства.

Количественные методы оценки эффективности операций:

Расчет KPI-эффективности. Для расчета этого показателя следует выполнить следующие действия.

Шаг 1: фиксируется перечень операций, которые мы идентифицируем как операционный функционал.

Шаг 2: путем проведения хронометража в нескольких точках фиксируется тайминг (норматив) - время, которое при нормальной работе систем должно быть затрачено на выполнение данной операции.

Операционная функция в организации - student2.ru

Нормальный уровень данного показателя на отметке 80%

Качественные методы оценки эффективности операций:

Для определенных операционных процедур была установлена предельная норма ошибок на определенное количество операций (например, при открытии счетов, при обработке платежных поручений, поступающих по системе «Клиент–Банк», и др.):

Операционная функция в организации - student2.ru

где V - количество операций конкретного вида в отчетном периоде;

P - минимальный объем операций, на который допускается не более одной ошибки;

F - фактическое количество ошибок в отчетном периоде по конкретному виду операции.

Если Q > 0, норматив соблюдается, в противном случае - требуется принятие управленческого решения.

Таблица 2

Количественная и качественная оценка эффективности операций

В-т Организация К-во операций Ср. норматив Времени, час. Время работы, час. KPI V P F Q
Больница                
Ювелирная фабрика                
Химический завод                
Производство тракторов                
Кондитерская фабрика                
Строительная компания                
Швейная фабрика                
Парикмахерская                
Хлебокомбинат                
Авиакомпания                
Туристическая фирма                
Банк                

4) Оформить отчет по выполнению лабораторной работы. Сделать выводы.

Наши рекомендации