Понятия операция, процесс, бизнес-процесс, главная операционная функция

Производственная система и ее элементы в виде операций и процессов являются объектами управления операционного менеджмента.

Операция(от лат operatio – действие) – это законченное действие (работа), или ряд связанных между собой действий (работ), направленных на решение определенной задачи. Все операции в организации являются производственной деятельностью направленной на создание продуктов для внешнего либо внутреннего потребителя (клиента).

Процесс (от лат process us – продвижение) -- совокупность последовательных действий (работ, операций) направленных на получение какого-либо результата. Любое производственное преобразование является процессом.

Бизнес-процесс – это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий (операций и процессов), использующая «на входе» ресурсы и преобразующая их на «выходе» в материальный продукт или услугу с определенной стоимостью и ценностью для клиента. Например, прием заказа клиента, доставка товара клиенту, начисление зарплаты сотрудникам – все это бизнес-процессы.

Клиент бизнес-процесса – это потребитель его результата.

За работу по выполнению бизнес-процессов отвечают их владельцы.

Владелец бизнес-процесса – это должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, техническое обеспечение и информацию, управляет ходом реализации бизнес-процесса и несет полную ответственность за его результаты.

В практике производственный процесс или его часть становится бизнес-процессом когда у результатов процесса есть клиент (потребитель) и определена сумма затрат на использованные в нем ресурсы.

В форме бизнес-процесса может быть представлена любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей внешних или внутренних клиентов.

Ядром, вокруг которого строится операционная система организации, является главная операционная функция -- главный вид деятельности организации. Она включает в себя действия, в результате которых производится основной продукт, поставляемый организацией во внешнюю среду. Бизнес-процесс организации в целом представляет собой главную операционную функцию или несколько главных операционных функций. Цель главной операционной функции – удовлетворение внешнего потребителя продукта.

Операционная система

Основой операционного менеджмента является управление операционными системами.

Операционная система – это производственная система, преобразующая ресурсы в продукцию (материальные продукты либо услуги).

По решаемым задачам в операционной системе можно выделить три подсистемы: управляющую, перерабатывающую и обеспечивающую (рис. 1.2).

       
  Понятия операция, процесс, бизнес-процесс, главная операционная функция - student2.ru
    Понятия операция, процесс, бизнес-процесс, главная операционная функция - student2.ru
 

Рис. 1.2. Операционная система организации

Перерабатывающая подсистема реализует главную операционную функцию организации – преобразует вводимые ресурсы в продукт или услугу.

Обеспечивающая подсистема обеспечивает деятельность перерабатывающей и управляющей подсистем.

Управляющая подсистема управляет перерабатывающей и обеспечивающей подсистемами. Она организует необходимую степень интеграции и координации работников, технических средств, других ресурсов и экономических отношений, на уровне операций и процессов.

Соответственно в привязке к операционной системе бизнес-процессы организации классифицирует на основные, вспомогательные и управляющие. Основные -- осуществляются в перерабатывающей подсистеме и реализуют главную операционную функцию организации. Вспомогательные -- выполняются в подсистеме обеспечивающей перерабатывающую подсистему. Управляющие -- в управляющей подсистеме (табл. 1.2).

Следует обратить внимание, что если для производственного предприятия главной операционной функцией является производство материальной продукции, тогда сбыт будет относиться к обеспечивающей подсистеме. Если же главная операционная функция предприятия – продажа продукции (торговля), тогда его производство (например, производство полуфабрикатов, расфасовка и упаковка) станет частью обеспечивающей подсистемы.

Кроме того, необходимо отметить, что с точки зрения операционной системы деление на производство продуктов и услуг может быть нивелировано, так как в операционной системе, подразделения перерабатывающей подсистемы являются внутренними клиентами обеспечивающей подсистемы, а клиентами управляющей подсистемы являются подразделения и сотрудники всей организации. Тем не менее, у организации производства материальных продуктов и услуг существуют особенности, обусловленные их свойствами.

Наши рекомендации