Углубленный операционный анализ
Углубленный операц-ый анализ — операц-ый анализ, в кот часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар.(амортизац отчисления, з/п производ рабочих, расходы на содержание участка).
Прямые постоянные затраты - затраты, которые можно отнести на конкретный вид (амортизация, з/п мастеров, расходы по содержанию данного участка, цеха, оборудования).
Косвенные постоянные затраты - постоянные затраты всего п/п (общезаводские, з/п руководителей, затраты на аренду, содержание непроизводственных помещений). Косвенные затраты практически невозможно разнести по отдельным видам товаров. Универсальным способом является их отнесение на тот или иной товар пропорционально доли данного товара в суммарной выручке от реализации. Осн принципом углубленного анализа явл объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи (ПМ) - результат от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Прибыль < ПМ < ВМ. Желательно, чтобы IIМ покрывала как можно большую часть постоянных затрат п/п, внося свой вклад в формир-е прибыли. В данном случае товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат, являются предпочтительными. ПМ не должен быть отрицательной. Т.е. углубленный операционный анализ решает такие вопросы, как:
- какие товары выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент;
- какие назначить цены.
Данный анализ направлен на оптимизацию производственной программы.
Порог безубыточности - такая выручка от реализации, кот покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При это ПМ = 0. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевою значения ПМ, то этот товар надо снимать с производства.
ВМ = цена – переменн издержки.
Порог безубыточности (в натуральных единицах) = прямые постоянные затраты / ВМ на единицу продукции. Порог безубыточности (в денежных единицах) = прямые постоянные затраты / доля ВМ в выручке от данного товара.
2. Порог рентабельности - такая выручка от реализации, кот покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара = 0.
Порог рентабельности (в натуральных единицах) = прямые и косвенные постоянные затраты / ВМ на единицу продукции.
Порог рентабельности (в денежных единицах) = прямые и косвенные затраты / доля ВМ в выручке от данного товара.
Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара.
РИСК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ — опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности. Различают допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя, критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль, катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса.
CVP -анализ (Cast Value Profit – затраты, объем, прибыль) – метод оптимального распределения ресурсов по видам продукции и принятия решения о производстве товаров.
CVP-анализ также зачастую называют определением точки безубыточности. Он помогает определить объем продаж, необходимый для покрытия затрат и достижения желаемой прибыли. CVP -анализ также позволяет определить, как повлияют на прибыль изменения цены продаж, переменных и постоянных затрат, а также доходов
CVP – анализ – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Результаты анализа по данной модели используются менеджером для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.
Взаимосвязь «затрты-объем прибыль» легко выразить графически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков).
Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой:
Выручка от реализации (ВР) = переменные затраты (ПЗ) + постоянные затраты (ФЗ) + прибыль (П).
Рассматриваемая взаимосвязь может также быть выражена формулой:
PQ = v × Q + F + Pr ,
где P – цена продажи;
Q – объем производства;
v – переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции;
F – постоянные затраты;
Pr – прибыль.
Цель анализа величин в критической точке (точке безубыточности) состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения точки:
PQ* = v × Q* + F,
где Q* - критический объем производства. Отсюда критический объем производства можно найти по формуле: