ТЕМА 5 Операционный анализ

Задача 1. Условно-постоянные годовые расходы в компании равны 12000 долл., отпускная цена единицы продукции – 16 долл., переменные расходы на единицу продукции – 10 долл.

Рассчитайте критический объем продаж в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если: а) условно-постоянные расходы возрастут на 15%; б) отпускная цена возрастет на 2 долл.; в) переменные расходы возрастут на 10 %; г) изменится в заданных пропорциях все три фактора.

Задача 2. Имеются следующие данные о производстве продукции: условно-постоянные расходы – 50 тыс. руб.; переменные расходы – 55 тыс. руб.; цена единицы продукции – 65 руб.

Требуется: а) определить критический объем продаж; б) рассчитать объем продаж, обеспечивающий валовой доход в размере 20 тыс. руб.

Задача 3. Имеются следующие данные о трех возможных вариантах организации производства некоторой продукции:

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Цена единицы продукции, руб.
Удельные переменные расходы, руб.
Условно-постоянные расходы, млн. Руб.

Среднегодовой объем производства продукции на ближайшие годы зависит от состояния экономики и спроса. На данный момент прогнозируется резкий спад экономики, что составляет реализацию только 500 единиц продукции.

Рассчитайте уровень производственного левериджа для данного варианта организации производства.

Задача 4 За 6 месяцев 2000 г. предприятие "Супер" произвело пледы и понесло при этом следующие затраты (см. таблицу). Необходимо установить, какие затраты целесообразно предусмотреть в июле 2000 г. Постройте функцию затрат используя два метода деления затрат: метод наименьших квадратов и метод «минимума-максимума».

Месяцы Объем выпуска (шт.) Себестоимость выпуска (грн.)
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь

Задача 5. Известно, что объем продаж изменяется как ТЕМА 5 Операционный анализ - student2.ru , и суммарные затраты как ТЕМА 5 Операционный анализ - student2.ru ; где а = 50 у.е., b = 40 у.е., с = 30 у.е./ед., d = 60 у.е./ед., F = 1000 у.е.. Определите объем продаж максимизирующий прибыль.

Задача 6. Пусть стоимость продукции описывается линейной функцией выпуска ТЕМА 5 Операционный анализ - student2.ru , где цена единицы продукции р = 50 у.е., а переменные затраты на производство описываются нелинейной функцией ТЕМА 5 Операционный анализ - student2.ru , где удельные переменные затраты с = 40 у.е./ед., h = 0,5; постоянные затраты равны F = 100 у.е. Рассчитайте критический объем выпуска.

Задача 7. Планируемый объем производства – 1 млн банок консервов, цена реализации одной банки – 5 руб., переменные издержки – 2 руб. на одну банку, фиксированные издержки – 1,5 млн. руб.

Необходимо:

А) определить точку безубыточности и запас финансовой прочности;

Б) рассчитайте фактическую прибыль;

В) определить, как измениться прибыль, если снизить цену на 10 %, что позволит увеличить объем продаж на 5 % и одновременно снизить постоянные расходы на 0,3 млн. руб.;

Задача 8. Планируемый объем производства – 1 млн банок консервов, цена реализации одной банки – 5 руб., переменные издержки – 2 руб. на одну банку, фиксированные издержки – 1,5 млн. руб.

Необходимо:

А) определить точку безубыточности и запас финансовой прочности;

Б) рассчитать, как необходимо снизить затраты, чтобы сохранить прибыль прошлого периода при падении объема продаж на 20 %;

В) определить, какое количество банок надо реализовать, чтобы обеспечить прибыль 2 млн руб. при сохранении прежних цен.

Задача 9. Годовая потребность компании в производимых ею полуфабрикатах равна 8000 ед. себестоимость полуфабрикатов складывается из следующих компонентов:

Переменные затраты сырья (на единицу) – 5 руб;

Переменные затраты труда (на единицу) – 4 руб;

Переменные накладные расходы (на единицу) – 4 руб;

Постоянные накладные расходы – 52 000 руб.

Существует альтернатива покупки этих полуфабрикатов у поставщика по цене 18 руб за единицу. Какой вариант более предпочтителен, если в случае покупки полуфабрикатов постоянные накладные расходы могут быть уменьшены на 40 %.

Задача 10. В июне предприятие изготовило 5000 костюмов по цене 180 руб за каждый. Общие постоянные расходы предприятия составили 120 000 руб. удельные переменные издержки – 120 руб/изд. В июле по сравнению с июнем запланировано увеличение прибыли на 10 %. Каков должен быть дополнительный объем реализованной продукции?

Задача 11. Предприятие планирует ежегодно производить и продавать 1000 единиц продукции. Планируемая цена – 2500 руб., переменные расходы на единицу продукции – 1600 руб., постоянные расходы в год – 180 тыс. Руб. Предприятие платит налог на прибыль по ставке 24 %. Проанализируйте, как варьируется доход предприятия, если ошибка в прогнозных значениях показателей, характеризующих производство и продажу продукции, составляет ± 10 %.

Задача 12 Мария М. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам. долларов за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по 2,1 ам. доллара и возвращать непроданные плакаты за полную стоимость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долларов в неделю.

Ответьте на следующие вопросы:

1) Каков порог рентабельности?

2) Каким станет порог рентабельности, если арендная плата повысится до 1050 ам. долларов?

3) Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 ам. долларов до 3,85 ам. долларов?

4) Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена плакатов повысится с 2,1 ам. доллара до 2,38 ам. долларов?

5) Сколько плакатов должно быть продано для получения прибыли в сумме 490 ам. долларов в неделю?

6) Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях продаж?

7) Какой запас финансовой прочности имеет бизнес Марии при сумме прибыли 490 ам. долларов в неделю?

8) Если Мария М. запланирует продавать два вида товара: 400 штук обычных плакатов (цена реализации 3,5 ам. доллара, закупочная цена 2,1 ам. доллара) и 500 штук больших плакатов (цена реализации 6,0 ам. доллара, закупочная цена 3,92 ам. доллара), то чему будет равен порог рентабельности каждого из этих товаров и общий порог рентабельности всего предприятия?

Задача 13. Фирма имеет постоянные затраты ? 10000 в данном периоде, затраты на заработную плату составляют ? 1,5 и на материалы - ? 0,75 на единицу продукции. Продажная цена равна ? 4 за единицу. Рассчитайте критическую точку в денежных единицах и в единицах продукции.

Задача 14 Цены на продукцию компании приведены в таблице. Постоянные затраты составляют ?3500 в месяц. Рассчитайте точку безубыточности для многопродуктового случая и общий ежедневный объем продаж

№ изделия Цена, ? Затраты, ? Прогноз продаж, ед. продукции
2,95 1,25
0,80 0,30
0,59 0,18
1,55 0,47
0,75 0,25
2,95 1,20
1,75 0,55
1,75 0,80
2,85 1,0

Задача 15. Отношение постоянных издержек на весь выпуск зубной пасты фирмы «Блеск» к валовой марже произведенного за квартал изделия составило исходя из данных отчетности 1,177. Определите, сколько тюбиков пасты отделяет предприятие от точки безубыточности, если в отчетном году выпущено 85000 тюбиков?

Задача 16. Найти эффект операционного рычага для предприятия с выручкой от реализации продукции в сумме 200000 тыс.руб. и затратами в сумме 190000 тыс.руб. Соотношение переменных и постоянных затрат составляет при этом 9:1. В чем экономический смысл эффекта операционного рычага для данного предприятия

Задача 17. Условно-постоянные расходы фирмы равны 360000 руб., отпускная цена единицы продукции - 480 руб., переменные расходы на единицу продукции - 300 руб. Рассчитайте критический объем продаж в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если:

А) условно-постоянные расходы увеличатся на 15%

Б) отпускная цена возрастет на 60 руб.

В) переменные расходы возрастут на 10%

Задача 18.Предприятие хотело бы получить прибыль в следующем году в сумме 4 млн.руб. Переменные затраты составляют 20 тыс.руб. на единицу продукции, постоянные затраты - 8 млн.руб. в год. Цена реализации единицы продукции 36 тыс.руб. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли.

Ответ:

Задача 19. На основании следующих данных рассчитайте порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия, операционную прибыль и рентабельность предприятия:

Показатели Тыс.руб.
Выручка от реализации
Переменные затраты
Постоянные затраты

Задача 20.По нижеприведенным исходным данным определить:

А) Сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от реализации сократится на 25%?

Б) Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности.

В) На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы при сокращении выручки на 25% и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага, предприятие сохранило 75% ожидаемой прибыли.

Выручка от реализации 1500 тыс. руб.
Переменные издержки 1050 тыс. руб.
Валовая маржа 450 тыс. руб.
Постоянные издержки 300 тыс. руб.
Прибыль 150 тыс. руб.
Собственные средства 600 тыс. руб.
Долгосрочные кредиты 150 тыс. руб.
Краткосрочные кредиты 60 тыс. руб.

Задача 21.Предприятие "А" производит 100 000 шт. изделий типа А. Цена реализации - 2570 руб.; средние переменные издержки - 1800 руб./шт.; постоянные издержки - 38,5 млн. руб. .

Провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10%-ным изменениях основных элементов операционного рычага:

1. Цена изменяется на 10%. Как изменяется прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?

2. Оценить влияние 10-процентного изменения переменных расходов на прибыль.

3. Оценить влияние 10-процентного изменения постоянных расходов на прибыль.

4. Оценить влияние 10-процентного увеличения объема реализации.

Задача 22.Фирма "А" специализируется на производстве канцелярских товаров. В 200* г. при объеме реализации 60 270 тыс. руб. (включая косвенные налоги - 23%) фирма понесла убытки в размере 1520 тыс. руб. Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях и по тому же принципу, имеют прибыль на уровне 5% оборота. С целью достижения прибыли в размере 5% фактической выручки от реализации руководство фирмы наметило три альтернативных выхода из кризисной ситуации:

А) Увеличение объема реализации.

Б) Одновременное увеличение реализации и сокращение издержек.

В) Изменение ориентации реализации (выбор более рентабельных изделий, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемов заказа и путей реализации).

Провести анализ чувствительности прибыли к изменениям для каждого из трех направлений увеличения рентабельности

  тыс. руб.
Переменные издержки:
сырье и материалы 18 300
производственная зарплата 10 820
начисления на производственную зарплату 4 330
прочие переменные издержки 1 800
Постоянные издержки: 15 270
зарплата 6 000
начисления на зарплату 2 400
аренда
амортизация
прочие постоянные издержки 5 470

Задача 23.. Смотри задачу 22. Характеризуя четвертое направление выхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основным видам продукции фирмы "А", представленные в таблице:

Показатель Линейки Карандаши Ручки Итого, тыс. руб.
Выручка от реализации (без косвенных налогов)
Переменные издержки:
материалы
оплата труда
начисления
прочие переменные издержки
Постоянные издержки:      
зарплата мастера с начислениями
зарплата АУП      
начисления      
аренда      
амортизация      
прочие постоянные издержки      

Задача 24.Найти запас финансовой прочности, если фактический объём реализации — 1200 тыс. руб., постоянные затраты — 100 тыс. руб., норма маржинального дохода — 10%, цена продукции — 1 тыс. руб./ед

Задача 25. Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 000 человеко-часов. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо трое брюк.

Показатель Рубашки Брюки
Цена реализации, тыс. руб.
Переменные издержки на единицу продукции, тыс. руб.
Валовая маржа на единицу продукции, тыс. руб.
Коэффициент валовой маржи на единицу продукции, долей единицы 0,6 0,2

Какой из товаров выгоднее производить предприятию?

Наши рекомендации