Специфика анализа сегментарной отчетности

Сегментарную отчетность можно определить как отчет­ность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (цен­трам ответственности) организации.

Порядок ее составления для внешних пользователей уста­новлен ПБУ 12/2000, согласно которому под сегментом понимается самостоятельное ЮЛ, являющееся либо дочерним п/п по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз холдинг. Такое п/п в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или геогр. Сегмента. Это не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.

Информация сегментарной отчетности позволяет админис­трации организации контролировать деятельность разных под­разделений и объективно оценивать качество работы возглавля­ющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профес­сиональной пригодности того или иного менеджера, разраба­тываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и мораль­ного поощрения персонала предприятия.

Сегментарная отчетность помогает в работе самим менед­жерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, на­сколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном слу­чае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной

Согласно ПБУ 12/2000 и МСФО 14 предусматривается 2 вида сегментов: операционные(хозяйственные, отраслевые) и геогр. Для определения этих сегментов предлагается использовать внутреннюю структуру организации и систему ее внутр. отчетности.

Информация по сегменту – информация, раскрывающая часть деят-ти орг-ии в опред. хоз. условиях посредством представления установленного перечня показателей БО орг-ии.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в БО, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Информация по операционному сегменту — информация раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, ока­занию определенной услуги или однородных групп товаров работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибы­лей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, рабо­там, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или боль­шинству из следующих факторов:

♦ назначению товаров, работ, услуг;

♦ процессу производства товаров, выполнения работ;

♦ оказанию услуг;

♦ потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

♦ методам продажи товаров и распространения работ, ус­луг;

♦ системам управления деятельностью организации (если применимо).

Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Рис­ки и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географичес­кого сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.

Таким образом, при выделении информации по географи­ческим сегментам следует исходить из:

■ 1) сходства условий, определяющих экономические и по­литические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

2) наличия устойчивых связейв деят-ти, осуществляемойв различных географических регионах

3) сходства видов деятельности;

4) рисков, присущих деятельности орг-ии в определенном географическом регионе-

5) общности правил валютного контроля;

6) валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе

Информация по отчетному сегменту - информация по от­дельному операционному или географическому сегменту, под­лежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.

Наши рекомендации