Сущность и назначение сегментарной отчетности

Алексеева И.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С. А. Есенина,

Научный руководитель – Самойлова С. Ю.,

Ключевые слова: сегмент, сегментирование, сегментарная отчетность, отчетные сегменты, принцип последовательности.

В рамках реформирования отечественного бухгалтерского учета осуществляется сближение российских правил ведения учета с МСФО.

В российской учетной практике отчетность по сегментам формируется с момента ввода в действие Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), оформленный приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н. А начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г., вступило в силу новое ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» [2].

Представление «сегмент» говорит о том, что информация о разных частях (сегментах) предпринимательской деятельности указываются отдельно. Это могут быть сведения о производстве и продаже разных работ, товаров, услуг либо сведения о продажах товаров одной группы в разных районах и т.д.

Рассмотрим назначение сегментной отчетности. В современных условиях организации нужно больше информации как внутри нее, так и за ее пределами. Повышается количество информации о спросе на продукцию, вероятности сбыта продукции. Бухгалтерский финансовый учет не снабжает управляющих всех уровней необходимой эффективной информацией. Из-за своей особенности финансовый учет не может представлять сведения для создания стратегии руководства организацией. В связи с этим значимость сегментного учета и отчетности неуклонно растет[3, с.20].

Сегментирование считает возможным избрание целевых сегментов в качестве объектов контроля, а также присутствие организованного сегментного учета и создание данных сегментной отчетности.

Целью сегментного учета и отчетности является доставление внешним и внутренним пользователям данных о фактических, плановых и прогнозных показателях, деятельности сегментов коммерческой организации, их активов, обязательств, а также сведений о сегментах с целью образования внешней сегментной отчетности.

В настоящий момент определилось две формы сегментного учета и отчетности: внешний и внутренний сегментный учет и отчетность. Их обособление связано с тем, что условия по вскрытию информации по сегментам являются в ряде случаев обязательными.

Внешняя сегментная отчетность - это часть бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, составляемой по установленным законодательно требованиям. Эта отчетность в большей степени интересна внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности. Формирование внешней сегментной отчетности необходимо тогда, когда управленческие решения, принимаемые руководителями, зависят от специфики сегментов и условий, в которых они совершают свою деятельность.

Внутренняя сегментная отчетность направлена на внутренних пользователей и формируется по иным образцам, отличным от требований стандартов финансового учета и отчетности.

Основание и список выделяемых сегментов организация выбирает самостоятельно. Это фиксируется внутренними распорядительными документами. Такими критериями бывают виды, направления, способы, структурные подразделения, методы организации продаж, основные клиенты и т.п. Только доскональная оценка внутренней документации и понимание самого бизнеса и структуры организации помогут правильно выбрать основы выделения сегмента[4, с.20].

Процедура ведения внутреннего сегментного учета и составления отчетности регулируется внутрифирменными стандартами коммерческой организации. Составление внутренней сегментной отчетности является также необходимой частью эффективной деятельности предприятия. Информация внутренней сегментной отчетности позволяет наиболее точно оценивать деятельность сегмента.

Несомненное преимущество внутренней отчетности - отсутствие жесткого регулирования структуры, порядка ее составления. Это обеспечивает решение управленческих задач на основе эффективной, достоверной, развернутой информации в соответствии с целями, поставленными компанией.

Сегментарный учет в зарубежной литературе отождествляется, как правило, с понятием «учет по центрам ответственности».

В современной экономической практике учет по центрам ответственности в основном рассматривается как система отражения, накопления, анализа и представления информации о затратах и результатах, которая оценивает, контролирует, определяет результативность деятельности как структурных единиц, так и конкретных менеджеров компании. Российскими учеными и практиками отчетность по сегментам рассматривалась как часть внутренней отчетности организации, поэтому учет по сегментам деятельности определялся как система сбора, отражения и обобщения информации о деятельности структурных подразделений организации. Система учета по сегментам деятельности, являясь важной частью управленческого учета, работает параллельно с системой финансового учета. В отличие от внешней сегментарной отчетности сегментарный учет, напротив, исторически связан с внутренними процессами организации и обусловлен децентрализацией управления и появлением центров ответственности[5,с.31].

Системный подход к управлению субъектом хозяйствования позволяет выстроить интегрированную модель всех составляющих единой учетно-отчетной информационной системы, обеспечивающей всех заинтересованных пользователей информацией о деятельности организации, и определить место в этой системе сегментарного учета и отчетности[6,с.10]

Новизной для учета и отчетности в России является существенное увеличение массива управленческой информации в составе пояснений к бухгалтерской отчетности. Эта информации более полезна заинтересованным пользователям при принятии ими каких-либо решений касательно сотрудничества с компанией. Требования к раскрытию информации по сегментам ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»[1].

Создается основное правило выделения сегментов при выполнении следующих условий:

– способность обособленной деятельности приносить экономические выгоды и нести соответствующие расходы;

– систематический анализ результатов обособленной деятельности полномочными лицами, принимающими решения в распределении ресурсов внутри предприятия, также оценка этих результатов;

– по каждому виду обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Для формирования сегментной отчетности бухгалтерской службе потребуется помощь высшего менеджмента организации для выделения сегментов и определения ключевых показателей, которые систематически анализируются уполномоченными лицами.

Однако основным критерием выделения сегментов выступает практическая значимость обособления информации о части деятельности для целей управления организацией.

Указано также, что количество отчетных сегментов не должно превышать 10 единиц, если только организация не представит обоснование невозможности агрегирования их количества[7,с.20].

Каждый отчетный сегмент характеризуется набором показателей, подлежащих раскрытию, и установленных пп. 24–27 ПБУ 12/2010. Эти показатели отчетного сегмента должны приводиться в оценке, где они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

ЛИТЕРАТУРА

1. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 «Операционные сегменты» // Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)») // СПС «Консультант-Плюс»

3. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело в условия сегментации бизнеса: Монография. М.: МГУ им. Ивана Федорова, 2013.

4. Камысовская С.В., Захарова Т.В. Сегментарная отчетность: порядок формирования и анализ показателей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 5. С. 12-20.

5. Касьянова Г.Ю. Информация по сегментам: еще один шаг бухгалтерского учета навстречу управленческому // Российский налоговый курьер. 2014. N 6. С. 31 - 36.

6. Патров В.В. Отражение в бухгалтерской отчетности информации по сегментам // Бухгалтерский учет. 2014. N 21.

7. Чикишева А.Н. Проблемы формирования и раскрытия информации по сегментам деятельности в финансовой отчетности организаций // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 36. С. 20-26.

Наши рекомендации