Анализ сегментарной отчетности

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение стройной методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:

- анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;

- анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.

Анализ бухгалтерской отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, прибыли от продаж, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов. Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

По данным ОАО "Сталепрокатный комбинат", исходя из различий сортамента продукции в производственном и технологическом процессах, выделены следующие операционные сегменты: сталь в слитках; горячекатаная сталь; трубная заготовка; калиброванная сталь.

Оценку количественных критериев признания отчетных операционных сегментов можно осуществить по сведениям, приведенным в таблице 8.1.

Таблица 8.1 - Количественные критерии для идентификации отчетных операционных сегментов в процентах

  Выделенные операционные сегменты   Выручка от продаж (нетто)   Прибыль от продаж
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
2.Сталь в слитках   14.3   15,1   12,3   12,6
2. Трубная заготовка   19,6   21,2   22,5   23,4
3. Горячекатаная сталь   31,1   29,4   30,9   30,1
4. Калиброванная сталь   20,6   22,7   22,2   26,2
Итого 85,6 88,4 87,9 92,3

Данные таблицы 8.1 свидетельствуют о том, что выделенные операционные сегменты соответствуют 10 процентному критерию отбора, а набранный итог по выделенным сегментам соответствует 75 процентному порогу.

На выделенные сегменты приходится более 75% всей выручки организации:

- в предыдущем году - 85,6%,

- в отчетном - более 88,4%.

По данным комбината основная часть выручки каждого сегмента получена от продажи внешним покупателям. На прочие операции приходится, соответственно, 14,4% и 11,6%. Таким образом, есть все основания признать выделенные сегменты деятельности организации как отчетные.

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности. В анализируемой организации имеется возможность идентифицировать для каждого операционного сегмента не только выручку от продаж и прибыль от продаж, но и балансовую стоимость активов, общую величину капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, амортизационные отчисления по ним. Вместе с тем проблематичным является распределение между сегментами с достаточной точностью обязательств организации. В целом информация по операционным сегментам за прошлый и отчетный годы представлена в таблицах 8.2 и 8.3.

Таблица 8.2 - Отчетная информация по операционным сегментам за прошлый год в тысячах рублей

Наименование показателей Сталь в слитках Трубная заготовка Горячекатаная сталь Калиброванная сталь Прочая продукция Всего
Выручка и прибыль от продаж
Выручка от продаж            
Прибыль от продаж            
Балансовая стоимость активов и других показателей сегмента
Активы
Амортизация
Капитальные вложения            

Таблица 8.3 - Отчетная информация по операционным сегментам за отчетный год в тысячах рублей

Наименование показателей Сталь в слитках Трубная заготовка Горячекатаная сталь Калиброванная сталь Прочая продукция Всего
Выручка и прибыль от продаж
Выручка от продаж            
Прибыль от продаж            
Балансовая стоимость активов и других показателей сегмента
Активы
Амортизация
Капитальные вложения            

Так как менее проблематичным является идентификация для выделенных операционных сегментов выручки и прибыли от продаж, то становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента:

- изменение выручки от продаж каждого сегмента;

- удельный вес выручки каждого сегмента в общей сумме выручки от продаж организации в целом;

- изменение прибыли каждого сегмента;

- удельный вес прибыли каждого сегмента в общей сумме прибыли организации в целом;

- рентабельность каждого сегмента (отношение суммы прибыли сегмента к его выручке) и ее изменение;

- расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.

Расчет названных показателей представлен в таблице 8.4

Таблица 8.4 - Изменение доходов, расходов и прибыли по каждому операционному сегменту организации

  Наименование показателя Операционные сегменты
Сталь в слитках Трубная заготовка Горячекатаная сталь Калиброванная сталь Всего
Выручка от продаж по каждому сегменту в тысячах рублей
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)   + 123132   + 190305   + 120650   + 217910   + 651997
Темп изменения, %   123,6   126,6   110,6   128,9   120,8
Расходы по каждому сегменту в тысячах рублей
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)   + 105299   + 154806   + 88583   + 157379   + 506067
Темп изменения, %   124,1   127,6   109,6   126,3   120,0
Прибыль от продаж по каждому сегменту в тысячах рублей
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+,-)   +17833   + 35499   + 32067   +60531   +145930
Темп изменения, %   120,9   122,7   114,9   139,3   123,9
Рентабельность каждого сегмента, %
Прошлый год 16,3 21,8 18,9 20,5 19,5
Отчетный год 16,0 21,1 19,6 22,1 20,0
Отклонение (+,-)   - 0,3   - 0,7   + 0,7   + 1,6   + 0,5
Расходы на 1 рубль выручки от продаж, коп.
Прошлый год 83,7 78,2 73,3 79,5 80,5
Отчетный год 84,0 78,9 80,4 77,9 80,0
Отклонение (+,-)   +00,3   + 00,7   +07,1   - 01,6   - 00,5

Данные таблицы 8.4 позволяют увидеть, что в отчетном году по сравнению с прошлым произошло увеличение выручки от продаж по всем операционным сегментам на 651997 тыс. рублей (темп роста 120,8%). Наиболее значительный темп роста наблюдается по трем сегментам:

- калиброванной стали - 128,9%;

- трубной заготовки – 126,6%;

- стали в слитках – 123,6%.

Вместе с тем по двум сегментам (сталь в слитках и трубная заготовка) наблюдается опережающий рост расходов по сравнению с выручкой, что привело к снижению темпов роста прибыли.

Положительным является то, что деятельность всех операционных сегментов в отчетном году была рентабельной, и темп роста прибыли от продаж составил 123,9% по сравнению с темпом роста выручки (120,8%) от продаж. Несмотря на снижение рентабельности от продаж по двум позициям (сталь в слитках и трубная заготовка) в отчетном году по сравнению с прошлым годом по всем сегментам бизнеса, рентабельность имеет достаточно высокие показатели. Самым рентабельным видом деятельности комбината в отчетном году является производство и продажа калиброванной стали (22,1%). Самым затратным является выпуск стали в слитках (расходы на один рубль выручки в отчетном году составили 84,0 коп.).

Для оценки влияния результатов работы операционных сегментов на общий финансовый результат сталепрокатного комбината необходимо исследовать структурный анализ доходов, расходов и прибыли по операционным сегментам деятельности организации (см. таблицу 8.5).

Таблица 8.5 - Изменение структуры доходов, расходов и финансовых результатов операционных сегментов организации

  Наименование показателей Удельный вес, %
Сталь в слитках   Трубная заготовка   Горячекатаная сталь   Калиброванная сталь   Прочая продукция   Итого
Выручка от продаж
Прошлый год 14,3 19,6 31,1 20,6 14,4
Отчетный год 15,1 21,2 29,4 22,7 11,6
Отклонение (+,-)   +0,8   +1,6   -1,7   +2,1   -2,8   -
Прибыль от продаж
Прошлый год 12,3 22,5 30,9 22,2 12,1
Отчетный год 12,6 23,4 30,1 26,2 7,7
Отклонение (+,-)   +0,3   +0,9   -0,8   +4,0   -4,4   -
Расходы
Прошлый год 14,8 18,9 31,1 20,2 15,0
Отчетный год 15,7 20,7 29,2 21,9 12,5
Отклонение (+,-)   +0,9   +1,8   -1,9   +1,7   -2,5   -

Из данных таблицы 8.5 следует, что в прошлом и отчетном годах наибольший удельный вес в общей сумме выручки комбината составляет, выручка от продажи горячекатаной стали, соответственно - 31,1 и 29,4 процентов. Однако по сравнению с прошлым годом доля горячекатаной стали снизилась на 1,7 процентных пункта. Доля продаж трубной заготовки и калиброванной стали, соответственно увеличилась на 1,6 и 2,1 процентных пункта. Значительным является влияние операционного сегмента «горячекатаная сталь» на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж прошлого года была 30,9%, а текущего – 30,1 процента. По сравнению с прошлым годом доля прибыли по данному операционному сегменту снизилась на 0,8 процентных пункта. Самая маленькая по сравнению с другими сегментами деятельности комбината доля влияния на его выручку и прибыль от продаж у сегмента «сталь в слитках», хотя по сравнению с прошлым годом произошло увеличение на 0,3 пункта.

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что особенно важно не только для внутренних пользователей – менеджеров организации, но и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности организации целесообразно также начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов.

По данным ОАО "Сталепрокатный комбинат", исходя из сходства экономических и политических условий регионов, где компания продает свою продукцию, близости операций, сходства рисков можно выделить в качестве географических сегментов следующие: Уральский регион; Волго-Вятский регион; страны дальнего зарубежья; страны единого таможенного союза.

Далее необходимо сформировать в таблицу количественные показатели для признания выделенных географических сегментов отчетными. В данном случае достаточно сделать расчет доли продаж каждого сегмента рынка (см. таблицу 8.6).

Таблица 8.6 – Доля продаж отчетных географических сегментов по рынкам сбыта

Наименование географического сегмента Выручка от продаж по сегментам, %.
Прошлый год Отчетный год Отклонение (+,-)
Уральский регион   30.8   33,0   +2,2
Волго-Вятский регион   12,1   13,4   +1,3
Страны единого таможенного союза   24,3   25,2   +0,9
Страны дальнего зарубежья 32,8 28,4 -4,4
Всего по сегментам -

Из данных таблицы 8.6 следует, что количественному критерию 10% соответствуют все четыре географических сегмента.

Анализ структуры по сегментам рынка показал, что наибольшую долю занимают в объемах продаж Уральский регион и Страны дальнего зарубежья. В отчетном году доля сегмента «Уральский регион» увеличилась на 2,2 процентных пункта, а доля продаж в странах дальнего зарубежья сократилась на 4,4 процентных пункта.

Так как все активы ОАО "Сталепрокатный комбинат" расположены в одном географическом регионе, то выделение географических сегментов по местам расположения активов нет необходимости.

Когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится по схеме, описанной ранее по операционным сегментам.

На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам деятельности признана вторичным форматом сегментарной отчетности. Географические сегменты выделены по местам расположения рынков сбыта, поэтому целесообразно проанализировать изменение выручки от продаж продукции (таблица 8.7).

Таблица 8.7 - Анализ выручки от продаж по географическим сегментам деятельности организации

Наименование географического сегмента Выручка от продаж, тыс. руб.   Отклонение (+,-)   Темп роста, %
Прошлый год Отчетный год
Уральский регион +285608 125,4
Волго-Вятский регион +130841 129,6
Страны единого таможенного союза       +189586   121,3
Страны дальнего зарубежья +15725 101,3
Итого 117,0

Положительным является увеличение выручки от продаж не только в целом по комбинату, но и в разрезе географических сегментов. В то же время из данных таблицы 8.7 было видно, что замедлилась доля продаж в страны дальнего зарубежья, темп роста составил в отчетном году 101,3% при среднем темпе роста по всем сегментам 117,0 процентов. Поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины снижения показателей по данному сегменту, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой комбинатом продукции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (с изменениями)

5. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н

6. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н

7. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Приказ Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н

8. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н

9. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н

10. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180

11. Методические рекомендации по составлению и предоставлению

сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина России от 30.12.1996 г. N 112.

12. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 5-е изд. Перераб. И доп. - М.: «Дело и Сервис», 2007

13. Заббарова О.А Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности организации: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005

14. Кириллов В.Е. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Е. Кириллов, О.Е. Рогозникова. – Челябинск Издательство ЮУрГУ, 2005

15. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2003

16. Терехова В.А. Принципы составления сводной и консолидированной отчетности / Все для бухгалтера, № 14, июль 2006

17. Слепов Ю., Мостовой Е. Проблемы формирования и анализа консолидированной отчетности / Финансовая газета, № 36, сентябрь 2004

18. Пожидаева Т.А. Формирование и анализ сегментарной отчетности коммерческой организации / Экономический анализ: теория и практика, № 2, январь 2007

19. Билык Ю.Я. Консолидированная отчетность в соответствии с РСБУ / Консультант бухгалтера, № 9, сентябрь 2009

20. Федорович Т.В. Методические аспекты обоснования эталонных значений финансовых показателей для анализа консолидированной отчетности / Экономический анализ, № 19, октябрь 2008

21. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (вступает в силу с отчетности за 2011 год)

Автор краткого курса лекций по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Кириллов Валерий Евгеньевич, почётный доктор коммерции, доцент кафедры «Экономика и право» филиала ЮУрГУ в г. Златоусте.

Наши рекомендации