Специфика анализа сегментарной отчетности
Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.
Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000, согласно которому под сегментом понимается самостоятельное ЮЛ, являющееся либо дочерним п/п по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз холдинг. Такое п/п в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или геогр. Сегмента. Это не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.
Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.
Сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной
Согласно ПБУ 12/2000 и МСФО 14 предусматривается 2 вида сегментов: операционные(хозяйственные, отраслевые) и геогр. Для определения этих сегментов предлагается использовать внутреннюю структуру организации и систему ее внутр. отчетности.
Информация по сегменту – информация, раскрывающая часть деят-ти орг-ии в опред. хоз. условиях посредством представления установленного перечня показателей БО орг-ии.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в БО, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Информация по операционному сегменту — информация раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
♦ назначению товаров, работ, услуг;
♦ процессу производства товаров, выполнения работ;
♦ оказанию услуг;
♦ потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
♦ методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
♦ системам управления деятельностью организации (если применимо).
Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Риски и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географического сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.
Таким образом, при выделении информации по географическим сегментам следует исходить из:
■ 1) сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;
2) наличия устойчивых связейв деят-ти, осуществляемойв различных географических регионах
3) сходства видов деятельности;
4) рисков, присущих деятельности орг-ии в определенном географическом регионе-
5) общности правил валютного контроля;
6) валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе
Информация по отчетному сегменту - информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.