ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности

общественного производства

Показателями эффективности общественного производства являются общие и частные показатели эффективности деятельности предприятия. К частным показателям относятся такие, которые характеризуют использование средств производства, материальных ресурсов и живого труда в процессе создания продукции, выполнении работ и оказании услуг. К общим показателям эффективности производства относятся те, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия в целом.

Частные показатели:

1. Для характеристики использования основных фондов рассчитывается показатель фондоотдачи, который отражает выход готовой продукции на 1 руб. затраченных ресурсов:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где N – объем произведенной продукции за год в стоимостном выражении;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - среднегодовая стоимость основных фондов.

2. Для анализа использования основных фондов применяется также показатель, обратный фондоотдаче, - фондоемкость, отражающий стоимость основных фондов, приходящихся на 1 руб. произведенной в рассматриваемом периоде продукции:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

3. Материалоемкость продукцииопределяется как отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции и показывает материальные затраты, приходящиеся на каждый рубль выпущенной продукции:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

4. Материалоотдача – это показатель, обратный материалоемкости, характеризует выпуск продукции на 1 руб. потребленных материальных ресурсов:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

5. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции – показатель, характеризующий отношение материальных затрат к полной себестоимости:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где С – полная себестоимость продукции.

6. Коэффициент использования материальных ресурсов – это отношение суммы фактических материальных затрат к величине материальных затрат, рассчитанной по плановым калькуляционным статьям и фактическому выпуску продукции; это показатель соблюдения норм расхода материалов:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

Если ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , это означает перерасход материалов, в ином случае речь, идет об экономии материальных ресурсов.

7. Производительность труда– показатель, определяющий эффективность труда в процессе производства, например, среднегодовая/среднедневная/среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении:

7.1. Средняя часовая выработка:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Q – объем произведенной продукции, руб.;

Tч – отработанные человеко-часы.

7.2. Средняя дневная выработка:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru или ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где tф – средняя фактическая продолжительность рабочего дня, ч;

Tдн – отработанные человеко-дни.

7.3. Средняя месячная выработка в расчете на одного рабочего:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru или ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – средняя списочная численность рабочих, чел.;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru средняя фактическая продолжительность рабочего периода, дн.

7.4. Средняя месячная выработка в расчете одного работающего:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - средняя списочная численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.

8. Трудоемкость – затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции, показатель является величиной обратной к производительности труда.

Снижение трудоемкости продукции следует считать важным фактором повышения производительности труда. Роста производительности труда можно добиться за счет снижения трудоемкости продукции, внедрения механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новых современных технологий производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг.

Важное значение для изучения эффективности использования живого труда является расчет индексов, характеризующих динамику трудоемкости и производительности.

Индивидуальные индексы производительности труда рассчитываются по формуле:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где w – производительность труда;

q – объем произведенной продукции;

T – затраты времени на весь выпуск продукции в человеко-часах, человеко-днях или

человеко-месяцах (в последнем случае соответствует общей численности работников);

t – трудоемкость.

Сводный индекс производительности труда (по трудоемкости):

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – реально имевшие место общие затраты времени на выпуск всей продукции

в текущем периоде (Т1);

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – условная величина, показывающая какими были бы затраты времени на выпуск

этой продукции, если бы трудоемкость не изменилась.

Связь индексов: ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – индекс физического объема продукции, взвешенный по трудоемкости;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – индекс затрат рабочего времени;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru – индекс производительности труда рассчитанный по трудоемкости:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

Важное значение в оценке эффективности производства имеет анализ затрат, связанных с оплатой труда персонала, которые зависят от количества работающих и получающих заработную плату сотрудников, а также от среднего уровня заработной платы.

Анализ динамики заработной платы проводится с помощью индексного метода.

Для работников отдельных категорий рассчитываются индивидуальные индексы заработной платы:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЗП1 – заработная плата отчетного периода;

ЗП0 – заработная плата базисного периода.

Для совокупности работников различных профессий, отраслей экономики, регионов – агрегатные индексы:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Т1 – численность работников i-ой категории в отчетном периоде.

Наиболее часто используются:

- индекс заработной платы переменного состава:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - средний уровень заработной платы в отчетном и базисном периодах,

Т1 – численность работников i-ой категории в отчетном периоде,

Т0 – численность работников i-ой категории в базисном периоде;

- индекс заработной платы фиксированного состава:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru

- индекс структурных сдвигов:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru или ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

Связь индексов: ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - индекс фонда заработной платы ( ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ),

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - индекс заработной платы ( ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru );

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - индекс численности персонала ( ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ).

Для оценки эффективности производства или эффективности работы предприятия необходимо использовать три показателя: доход, затраты (издержки), прибыль. Для увеличения дохода предприятия необходимо увеличить объемы производства и реализации, для увеличения прибыли – снизить издержки. В целом это требует улучшения использования труда, средств труда и предметов труда.

Факторами улучшения использования труда могут быть:

- улучшение структуры кадров, повышение квалификации персонала;

- ликвидация потерь рабочего времени;

- повышение производительности труда;

- изменение организации производства с целью расширения зон обслуживания оборудования и машин на основании совмещения профессии и работ.

Факторами улучшения использования средств труда (оборудования) могут выступать:

- ликвидация потерь рабочего времени оборудования;

- повышение производительности оборудования;

- улучшения структуры основных фондов.

Факторами улучшения использования предметов труда быть:

- внедрение прогрессивных видов сырья и материалов;

- снижение норм расхода материалов.

В качестве относительного показателя эффективности используется рентабельность, представляющий собой соотношение доходов и расходов. Предприятие работает рентабельно в том случае, если доходы, полученные им в процессе производственно-хозяйственной деятельности, превышают расходы на производство.

Общая рентабельностьхарактеризует эффективность авансированного капитала и представляет собой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных средств, материальных оборотных средств и нематериальных активов:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Пб – балансовая прибыль предприятия;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, материальных

оборотных средств и нематериальных активов.

Рентабельность реализованной продукцииотражает эффективность текущих затрат:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Пр.п.. – прибыль от реализации продукции;

С – полная себестоимость реализованной продукции.

Деловая активность предприятия (капиталоотдача)определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru или ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru

где Вр.п.. – выручка от реализации продукции;

К – капитал предприятия (основные производственные фонды, материальные оборотные

средства, нематериальные активы, фонды обращения).

Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде.

Под финансовой устойчивостью понимается способность хозяйствующего субъекта своевременно из собственных средств возмещать затраты, вложенные в основной и оборотный капиталы, и расплачиваться по своим обязательствам, т.е. быть платежеспособным. Для оценки изменения устойчивости положения хозяйствующего субъекта применяются коэффициенты автономии, коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент маневренности, коэффициент ликвидности и др.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (коэффициент финансовой устойчивости) отражает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Кз – кредиторская задолженность и другие заемные средства (без кредитов банков и

займов),

Сс – собственные средства.

Оптимальным считается вариант, если ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , если ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , то собственных средств недостаточно для покрытия заемных.

Коэффициент автономииотражает степень независимости финансового состояния предприятия от заемных источников:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Sc – сумма всех источников финансовых ресурсов.

Если ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , то предприятия в состоянии все платежи произвести за счет прежде всего собственных средств.

Коэффициент маневренности отражает, в какой степени предприятие способно маневрировать собственными средствами в мобильной форме:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru

где ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы;

Осв – основные средства и иные внеоборотные активы (нематериальные активы,

долгосрочные финансовые вложения, расчеты с учредителями и прочие внеоборотные

активы).

Для прогнозирования платежеспособности организации с учетом своевременных расчетов с дебиторами определяется коэффициент общей ликвидности:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где А – денежные средства, вложения в ценные бумаги, запасы ТМЦ, дебиторская задолженность;

КЗ – краткосрочная задолженность.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где Аабс.л. – денежные средства.

Осуществляя коммерческую деятельность предприятия подвержено предпринимательским рискам. Предпринимательский риск включает в себя:

1. Производственный риск – риск, обусловленный чисто производственными факторами: брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т.п.;

2. Коммерческий (маркетинговый) риск – риск, обусловленный неопределенностью спроса: непродажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него;

3. Финансовый риск – риск, обусловленный соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств).

В составе финансовых рисков различают следующие виды рисков: кредитный риск; процентный риск; валютный риск; риск упущенной выгоды.

Кредитный риск – опасность потери денежных средств организации в результате невозврата суммы кредита и процентов по нему.

Процентный риск – опасность потери денежных средств организации вследствие превышения процентов по привлекаемым источникам над процентами по размещенным средствам.

Валютный риск – опасность потери денежных средств организации вследствие изменения курсов валют.

Риск упущенной выгоды – опасность потери денежных средств организации в результате наступления косвенного ущерба от событий. Например, при продаже товаров к кредит, невыполнения условий оплаты их стоимости в срок ведет к росту дебиторской задолженности.

Мерой количественной оценки величины риска служит среднее (математическое) ожидаемое значение события (результата).Среднее ожидаемое значение события является средневзвешенной величиной из всех возможных результатов исходя из вероятности наступления каждого результата:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - среднее ожидаемое значение; хi – абсолютное значение i–го результата;

рi - вероятность наступления i–го результата; n – число вариантов исхода события.

Другими показателями оценки риска являются величины изменчивости возможного результата – среднее квадратическое отклонение действительных результатов от среднего ожидаемого значения и дисперсия, которые определяются по формулам:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru .

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение характеризуют абсолютную колеблемость возможных финансовых результатов.

Для сравнительной оценки наиболее пригодны показатели относительной колеблемости: коэффициент вариации и бета-коэффициент:

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru , ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ,

где ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - процент изменения курса i-ой ценной бумаги;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru - средний процент изменения курсов всех акций на фондовом рынке.

При значении коэффициента вариации до 10% колеблемость считается слабой, при значении 10 – 25% - умеренной, свыше 25% - высокой. Соответственно оценивается и степень финансового риска.

Пример. Определить коммерческий риск организации, которая предполагает к закупке 50 тыс. ед. товара по цене 3,5 руб. с последующей продажей через месяц по цене 5 руб. При этом оценена вероятность состояния цен через месяц:

· цена будет 2 руб. ( р1 = 0,1);

· цена будет 3 руб. ( р2 =0,2);

· цена будет 3,5 руб. ( р3 = 0,3);

· цена будет 5 руб. ( р4 = 0,4).

Решение: ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 0,1*2 + 0,2*3 + 0,3*3,5 + 0,4*5 = 3,85

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru
2 – 3,85 = - 1,85 3 – 3,85 = - 0,85 3,5 – 3,85 = - 0,35 5 – 3,85 = 1,15 3,4225 0,7225 0,1225 1,3225
Итого 5,59

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 5,59 / 4 = 1,3975

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 1,1822 / 3,85 = 0,31 или 31%, что говорит о высокой степени риска.

Предположим другие условия:

Цена Вероятность состояния цен ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru
3,5 0,1 0,3 0,6 3 – 4,35 = - 1,35 3,5 – 4,35 = - 0,85 5 – 4,35 = 0,65 1,8225 0,7225 0,4225
Итого     2,9675

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 0,1*3 + 0,3*3,5 + 0,6*5 = 4,35;

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 2,9675 / 3 = 0,9892

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru

ЛЕКЦИЯ 14: Показатели эффективности - student2.ru = 0,9946 / 4,35 = 0,23 или 23%, что говорит об умеренной степени риска.

Наши рекомендации